Введение санкций против России для Вашингтона уже давно стало делом рутинным. Каждые полгода, как это обозначено в соответствующем законодательном акте, они должны быть введены. И точка. Что касается повода, то он может быть любым. Главное, чтобы график не нарушался. Тем более что «наказуемая сторона» обычно ведет себя кротко, выражая свой протест и обещая ассиметричные меры, которые толком никогда не вводились.
И тут вдруг такой облом. Русские свой ответный санкционный список составили из числа бывших политиков и высокопоставленных чиновников, а также объявили о высылке группы американских дипломатов (в ответ на высылку российских). На этом дело не успокоилось, российская сторона пошла дальше: во-первых, МИД озвучил информацию о предстоящем запрете на работу в американских загранучреждениях российских граждан и граждан третьих стран, а, во-вторых, пригласил на Смоленскую-Сенную (где находится российское внешнеполитическое ведомство) посла США Джона Салливана, которому предложили отправиться в Вашингтон для консультаций.
Справедливости ради, следует отметить, что его превосходительство, чрезвычайный и полномочный не дрогнул и в изысканно вежливой форме послал российский МИД, заявив, что со своим отъездом он торопиться не будет. В момент подготовки этого материала появилась информация, что Салливан отправится-таки в Вашингтон в ближайшее время, а в «ближайшие недели» намерен вернуться. А утром 22 апреля информационные агентства сообщили, что американский дипломат вылетел из московского «Шереметьево» и транзитом через Лондон направляется в Соединенные Штаты (прим. ред.)
Отвлекаясь от темы, хотелось бы знать, что задерживало господина посла в Белокаменной. Стремление услышать обращение Президента России к законодателям и стране лично, а не по телевизору или интернету, или увидеть назначенные на тот же день несанкционированные выступления сторонников столь милого американскому сердцу Навального?
Боюсь, что последнее. Уже не раз заокеанское посольство открыто демонстрировало, что оно является одним из штабов (если не главным) этих противозаконных акций: и маршруты, и графики движения публиковало на своем сайте, и американские дипломаты в толпе протестующих тусовались… Как же в такой ситуации штаб окажется без начальника? Непорядок.
Но вернемся к началу истории.
Причин, которые заставили Байдена позвонить президенту России за день до введения очередного пакета санкций, называется немало. Назовем лишь некоторые, которые представляются наиболее правдоподобными.
Вариант первый. Сдали нервы. Дело в том, что военные учения российских войск на юго-западе страны (напомню, две армии и три бригады ВДВ) каким-то странным образом совпали с крупными учениями ВМС и ВВС Китая в районе Тайваня. Что вызвало у руководства островитян истерику, сходную с той, что охватила киевское руководство. И те, и другие, естественно, стали названивать в Вашингтон своим кураторам.
Для успокоения тайваньцев в Тайбэй даже в срочном порядке отправлена американская делегация из числа бывших высокопоставленных чиновников и законодателей. Официальную делегацию, состоящую из действующих политиков, США отправить не могут, поскольку пока признают только одно китайское государство.
Что касается Киева, то видимо, угроза была расценена как более серьезная. Вот срочный звонок в Кремль и последовал.
Вариант второй. Правая рука не знает, что делает левая. После того памятного интервью, в ходе которого Байден оскорбил президента Путина, участие российского лидера в заочном экологическом саммите было под вопросом. А природоохранная деятельность для нынешнего главы Белого дома – пунктик.
И поэтому вряд ли случайно в то время, когда глава российского МИДа С.Лавров находился с визитом в столице Индии, в той же гостинице, где он был размещен, оказался и Джон Керри, бывший руководитель госдепартамента, отвечающий в администрации Байдена за экологию и за подготовку этого саммита. Естественно, два хорошо знающих и относящихся с уважением и симпатией друг к другу политика встретились и побеседовали. Само собой, главной темой были условия, при которых российский лидер примет участие в этом мероприятии, которое, честно говоря, нужно только американцам.
Только вот время для звонка в Москву аппаратчики Белого дома выбрали не самое удачное. Тем более, что о введении нового пакета в Вашингтоне знали заранее.
Вариант третий. Спланированная акция, цель которой – «поставить Россию на место». Звучит тоже весьма правдоподобно. Особенно если вспомнить события последних дней: вслед за санкциями прозвучало заявление Праги о причастности Москвы к взрыву на оружейном складе под Прагой аж семилетней давности, который был организован все теми же Петровым и Башировым, обвиненными в отравлении Скрипалей. Вот уж влипли мужики, так влипли. Скоро на них повесят и убийство Кеннеди, а быть может и Авраама Линкольна, а также потопление «Титаника» …
Эта несуразица была «подкреплена» высылкой 18 российских дипломатов, в ответ на которую из Москвы в Чехию отправились 20 человек с чадами и домочадцами. Но теперь в Праге поговаривают вообще о разрыве с нами дипотношений. Причем призывают к этому все европейские страны.
А вот это важно. Если дело ограничится воплями части чешского руководства, которому страсть как хочется захапать немалый участок земли в центре столицы (где располагается российское посольство), и к тому же выслужиться перед американцами, это одно. А вот если к голосам из Праги присоединятся другие «новые европейцы», будь то словаки, поляки, конечно же, болгары и т.д., тут можно говорить о действительно спланированной (причем за океаном) акции с целью разорвать отношения России со странами ЕС, которую Вашингтон будет стараться довести до конца.
Такая игра для американцев действительно стоит свеч. Обрубив контакты Москвы со Старым Светом, США разом получают три бонуса: удар по российской экономике (о строительстве АЭС, Северном потоке-2 и т.д. можно будет забыть), удар по экономике Старого Света, которая пока еще остается американским конкурентом (что она будет делать без российского сырья и энергоносителей, а также без российского рынка для своих товаров и услуг). Ну а третий удар по своему главному конкуренту – Китаю (проект «Один пояс – один путь» - он же про движение товаров из Китая в Европу и обратно через Российскую Федерацию).
Какой из этих вариантов соответствует действительности, «есть тайна великая». Тут гадать бесполезно – надо знать. И надеемся, что у нас есть службы, которые это знают и своевременно докладывают руководству страны подобную информацию.
Но и ежику ясно, что обстановка вокруг России все более накаляется. И в этой связи хотелось бы обратить внимание на один из пунктов американского пакета санкций – запрет для финансовых компаний США приобретать на первичном рынке российские долговые обязательства. На вторичном – можно. Боюсь, что пока можно.
В перспективе (а время бежит быстро) можно ждать полного запрета на приобретение наших долгов, затем запрет на использование в России карт «VISA» и «Master Card» (на короткое время мы уже с этим сталкивались), а там и дело может дойти до отключения России от платежной системы Свифт и так деле. Американцы, следует признать, - народ системный и упорный. И раз они за Россию взялись, будут стараться дожать до состояния 90-х. Это в лучшем случае.
И вот тут возникает вопрос, а не слишком ли мы беспечно себя ведем, храня часть своих резервов на иностранных счетах и вкладывая их в долговые обязательство США и некоторых других западных стран. Эти суммы оцениваются примерно в 580 миллиардов долларов, т.е. два годовых бюджета Российской Федерации. И если дело пойдет к серьезной конфронтации, с этими деньгами можно распрощаться. Кто не верит, спросите иранцев или венесуэльцев. Они расскажут.
Конечно, заначка стране нужна. В тяжелые времена она помогает не только поддерживать, но и развивать наши социально ориентированные программы. За что большое спасибо.
Вопрос в другом: как и куда вкладывать свой валютный запас. Европейцы, например, в настоящее время скупают акции своих собственных компаний. И бизнесу легче, и рабочие места сохраняются, и всегда знаешь, с кого спросить. Но это так, к слову пришлось…
Фото: ibtimes.com