«Русский с китайцем братья навек»

Сотрудничая с Китаем, не стоит забывать вклад Москвы в развитие нашего стратегического партнера

22 февраля в московской гостинице «Метрополь» Общество российско-китайской дружбы совместно с Институтом Китая и современной Азии организовало торжественное собрание, посвященное вкладу Советского Союза в становление Китайской Народной Республики. Это первое из многих подобных мероприятий, которые пройдут в текущем году, году 75-летия образования КНР и установления дипломатических отношений между двумя странами. Эти два события произошли почти одновременно, поскольку Москва оказывала китайским коммунистам помощь в их борьбе. И провозглашение КНР, конечно же, не было для нас неожиданностью. Как сказал в своем выступлении председатель ОРКД и первый заместитель председателя Госдумы РФ Иван Мельников, «Советский Союз на протяжении 28 лет был вместе с китайской революцией», помогал оружием, советниками, готовил летчиков и других военных специалистов.

Гостиница «Метрополь» была выбрана для этого собрания не случайно. Ведь именно в этом здании в феврале 1950 года состоялись российско-китайские контакты на высшем уровне, выражаясь современным языком. И именно с этим местом связано заключение Договора о дружбе, союзе и взаимопомощи между СССР и КНР, который стал основой взаимоотношений на следующее десятилетие и способствовал становлению нового китайского государства. Одновременно были подписаны и два важнейших соглашения, в соответствии с которыми впоследствии Китаю была передана Китайско-Восточная железная дорога со всем имуществом, порт Дальний, а также предоставлен кредит на огромную для того времени сумму — $300 млн.

В последующие годы СССР фактически заложил основы китайского народного хозяйства. При помощи и содействии СССР в КНР были построены свыше 200 крупнейших промышленных предприятий, которые стали базовыми для развития ключевых отраслей экономики. Речь идет в большинстве случаев о поставке полного комплекта оборудования для создания промышленных объектов с нуля. Тысячи объектов были построены без прямого участия СССР, но на основе переданных КНР проектно-конструкторских материалов.

Впрочем, о численности построенных при содействии СССР индустриальных объектов до сих пор идут научные споры. Но это не так важно, важнее то, что следы этой помощи можно и сейчас разглядеть, вглядываясь в выдающиеся достижения КНР в различных областях. Помощь оказывалась и в научной, и в образовательной, и в культурной сферах. Многое в новом создаваемом государстве делалось по образу и подобию СССР.

Иван Мельников особое внимание уделил участию советских специалистов в строительстве нового Китая, численность которых также вызывает споры, но уж не меньше 20 тысяч. И более 10 тысяч китайцев получили самое лучшее по тем временам образование в СССР. Немаловажно, что среди них и выдающиеся руководители КПК и КНР. Такие, как премьер Госсовета КНР Ли Пэн, окончивший Московский энергетический институт. А Генеральный секретарь ЦК КПК Цзян Цзэминь проходил стажировку на заводе имени Сталина.

Что касается конкретной помощи в создании промышленной базы, то на собрании о ней подробно говорил заместитель министра промышленности и торговли России Алексей Груздев — один из немногих профессиональных китаистов в правительстве РФ. Взять хотя бы Первый автомобильный завод, построенный с помощью СССР, который не только обеспечил страну транспортом, но и заложил основы автомобильной промышленности. Это было первое подобное предприятие в Китае за всю его историю, по выражению Ивана Мельникова «колыбель» китайского автомобилестроения. Сейчас FAW превратился в мощный автоконцерн, один из флагманов китайской автоиндустрии. Ныне грузовые автомобили под этой маркой в значительной степени заменили западные бренды на наших дорогах, а легковые машины представительского класса «Хунци» хорошо известны российским автолюбителям.

По словам Груздева, немало сделал СССР для развития китайской энергетики и создания инфраструктуры. Первые крупные гидроэлектростанции, мосты через реку Янцзы и другие объекты были построены при содействии СССР.

Сейчас Китай является мировым лидером в строительстве инфраструктуры. Эффективность этого строительства настолько высока, что могла бы быть предметом изучения российскими специалистами. Создав базу китайской автомобильной промышленности и так и не став в ней авторитетом, Россия могла бы сейчас не только привлечь к себе китайские автогиганты, но и вот многом использовать их опыт. Вышедшие на первые роли во многих сегментах автопрома, прежде всего в области машин на альтернативных источниках, они обладают соответствующим управленческим и конструкторским опытом.

Вырвавшийся с нашей помощью в лидеры космической гонки Китай мог бы стать для нас неплохим союзником в развитии нашей космонавтики, будь на то политическая воля с обеих сторон.

Но и на земле у Китая можно многому научиться. Например, имея меньшую площадь пашни, Китай производит в 5 раз больше зерновых, чем Россия. Почему бы не взять кое-что и из этого положительного опыта?

Китай превзошел показатели СССР по протяженности железных дорог, обогнав РФ почти в два раза, является мировым лидером по развитию высокоскоростных дорог, которых в наше стране пока нет. Почему бы и здесь чему-то не поучиться?

Когда специалисты утверждают, что Китай не будет нам ничем помогать из альтруистических соображений, что Китай исходит исключительно из своих национальных интересов, это по большей части верно. Однако помощь СССР в становлении новой китайской государственности и обретении КНР суверенитета не может быть вычеркнута не только из умов и сердец китайцев, но и из современного китайского внутриполитического контекста. Поэтому в Китае до сих пор ведутся научные работы, исследующие конкретные аспекты помощи СССР и их влияние на дальнейшее развитие КНР. Вскоре выйдет специальный сборник о российско-китайских экономических отношениях в 1949-1959 годах, в работе над которым активно участвуют и китайские ученые. И это будет очень полезно для обеих сторон, поскольку в определенный исторический период и Москве, и Пекину было удобнее забыть об этих исторических моментах, многие из которых не мешало бы освежить в памяти.

Нелишне будет вспомнить и то, что ядерный щит Китая, который ныне является гарантом его суверенитета, закладывался также с помощью советских специалистов. Как сказал Сергей Нарышкин, директор Службы внешней разведки РФ, «помощь СССР Китаю в создании китайской атомной бомбы — свидетельство высшей степени доверия между странами».

Выступавшая на собрании полномочный министр Посольства КНР Чан Сюйхун, говоря о советской помощи, акцент сделала на том, что китайская революция и дальнейшее развитие Китая были вдохновлены русской революцией, а содействие со стороны нашей страны простирается к началу национально-освободительной борьбы китайского народа в ХХ веке. По мнению Чан, нынешние успехи КНР объясняются выбором пути развития, который делался при решающем влиянии СССР.


«Помощь со стороны СССР китайский народ никогда не забудет», — сказала высокопоставленный китайский дипломат.


Кстати, примерно такие же нотки слышались, когда об историческом значении помощи СССР для КНР говорил председатель Союза китайских предпринимателей в России Чжоу Лицюнь, который сам учился в Московском энергетическом институте.

Не углубляясь в эту идеологическую тему, которая у нас не очень в моде, можно сказать, что госпожа Чан не импровизирует, а лишь транслирует то, что является аксиомой для китайских партийных и государственных деятелей. И понимание этих моментов помогло бы нам строить наши отношения с КНР в будущем.

СССР уже нет, а он продолжает оказывать помощь Китаю. В том плане, что в КНР работают серьезные научные центры, изучающие причины и следствия развала нашей страны. Делается это не из чисто научного интереса. А и для того, чтобы избежать роковых ошибок, ни в коем случае не допустить создание условий для повторения в Китае чего-то подобного.