Иранский спутник долетел до Вашингтона

Госдеп строго предупреждает: сотрудничество с Россией может дорого обойтись даже Ирану

29 февраля российская ракета-носитель «Союз-2.1б» с разгонным блоком «Фрегат» вывела на орбиту метеоспутник «Метеор-М» № 2-4, ещё 17 российских малых спутников и один иранский.


«Совместно с космическим аппаратом „Метеор-М“ № 2-4 в интересах Иранского космического агентства на орбиту выведен иранский малый космический аппарат „Парс-1“, который является спутником-демонстратором, предназначенным для отработки технологий дистанционного зондирования Земли», — говорится в сообщении Роскосмоса.


Кроме того, накануне пуска министр информационно-коммуникационных технологий Ирана Иса Зарепур сообщил, что российская ракета выведет на орбиту спутник «Pars-1» в интересах ученых Исламской республики.

В общем-то рядовое событие — коммерческий запуск малого спутника, которые NASA и всевозможные американские частные компании осуществляют довольно часто — вызвало бурную реакцию в Вашингтоне. Руководитель пресс-службы Госдепа Мэттью Миллер с раздражением заявил:


«Мы видели сообщение о запуске спутника, и это еще одно свидетельство расширения военного сотрудничества Ирана и России. Как мы уже неоднократно публично предупреждали, это партнерство вредит Украине, соседям Ирана и всему мировому сообществу».


Вот он, классический образчик американского образа мышления. «Император» не велит сотрудничать, и точка. Неважно, что запуск исследовательского спутника никакого отношения к военному сотрудничеству не имеет. С Ираном нельзя никому иметь дело, так решили в Вашингтоне. И наплевать на суверенное право государств иметь двусторонние отношения, пусть даже и в сфере обороны.

Никаких доказательств мифического военного сотрудничества не приводится. Но Госдеп, пользуясь случаем, ещё раз строго грозит пальцем: «Если Иран продаст России баллистические ракеты, ответ международного сообщества будет быстрым и жестким». В стиле «мы — император всея Вселенной» в США намекают, что принудят своих вассалов принять еще какие-нибудь санкции и ограничения. Во имя «свободы и демократии».

Чтобы подвести под эти угрозы хоть какие-то основания, западные разведки ранее давали утечки в прессу о том, что власти Ирана якобы планировали передать России партию беспилотных летательных аппаратов и баллистических ракет малой дальности. Согласно этой информации, российская армия должна была получить ракеты Zolfaghar и Fateh-110, способные поражать цели на дистанции 700 и 300 километров. Никаких доказательств начавшихся поставок, разумеется, нет. А хоть бы и были? Почему это два суверенных государства не имеют права самостоятельно определять, чем им торговать и в каких областях сотрудничать?

Да и по большому счету Россия и Иран еще и не начинали по-настоящему сотрудничать. Несмотря на выгоды и большой потенциал такого взаимодействия, все наши взоры десятилетиями были направлены в основном на Запад.

Вот как прокомментировал ситуацию GEOFOR специалист по Ирану, экс-министр иностранных дел Южной Осетии, Чрезвычайный и Полномочный Посол Дмитрий Медоев:


«После распада СССР Иран не занимал заметного места в торго-экономических приоритетах России. По данным Тегеранской торгово-промышленной палаты, в 2021 году двусторонний товарооборот не превышал $4 млрд. На 80% это была сельхозпродукция. Причем российский экспорт составлял около 3 млрд$. И лишь в 2023 году Иран нарастил поставки в РФ примерно на 30%. В основном это была промышленная продукция: полистирол, насосы, автокомпоненты, станки для металлообработки и т.п. В результате этого иранские поставки впервые превзошли импорт российских промтоваров в Иран. Номинально Россия входит в десятку крупнейших внешнеторговых партнеров Ирана, однако ее доля колеблется на уровне 1–3%, что гораздо ниже, чем у Китая, ОАЭ, Ирака. Потенциал развития торгово-экономических отношения с Ираном у России немалый, особенно с учетом санкций и ухода с российского рынка западных компаний».


Но не факт, что иранский бизнес безоглядно ринется осваивать российский рынок. Сейчас в отношении России и ее контрагентов введены такие обширные санкции, что даже иранские компании будут взвешивать риски. При том, что интерес к расширению отношений с России имеется, в иранских деловых кругах рассматривают четыре варианта взаимодействия: модель Индии, которая сохраняет баланс между Западом и Россией; модель Турции, которая выступает посредником в урегулировании российско-украинского конфликта, извлекая для себя экономические выгоды; модель Китая, который поддерживает Россию экономически, но не помогает в военных действиях; модель Германии с ее «осторожным» взаимодействием с Россией.

При этом в Тегеране больше склоняются к тому, чтобы не навредить своим интересам и балансировать между Россией и Западом.


«Вряд ли Иран пойдет на такой риск, какой возникает в связи с поставками России определенных систем вооружений, — считает Дмитрий Медоев. — В Тегеране хотели бы сделать акцент на тех аспектах сотрудничества, которые бы не несли санкционные риски и привлекли бы Россию в крупные проекты. В частности, это формирование транспортного коридора Север-Юг и прежде всего строительство недостающего звена — железной дороги между иранскими городами Решт и Астара. В 2023 году стало известно, что Россия выделила Ирану кредит в размере $1,3 млрд, и именно для совместного сооружения этой магистрали. Речь идет также о создании с участием России консорциумов для экспорта в Россию продовольственных товаров, а также добычи и перевалки газовых ресурсов на Каспии. В Тегеране вынашивают идеи привлечения к некоторым этим проектам также индийских компаний».


В ноябре 2022 года Иран посетила российская торговая делегации в составе более 300 человек. По сообщениям иранских СМИ, стороны обсуждали план увеличения товарооборота России и Ирана до $40 млрд. То есть в 10 раз. Но за какой срок и вообще, достижимо ли это в ближайшей перспективе, не совсем понятно. Тогда же вице-премьер Александр Новак сообщил, что Россия и Иран договорились в ближайшее время подписать соглашение о зоне свободной торговли с Евразийским экономическим союзом (ЕАЭС). Также стороны подтвердили намерение о сотрудничестве для создания транспортного коридора Север — Юг (с выходом к Индийскому океану) и развития портовой инфраструктуры Каспийского моря.

Что касается военно-технического сотрудничества, то здесь очевиден большой интерес к российскому вооружению с иранской стороны, а не наоборот. Иран не прочь был бы закупить российские ракетные катера, корветы, десантные корабли на воздушной подушке, а также истребители Су-30 и МиГ-29СМТ, штурмовики Су-25. Кроме того, Тегеран нуждался в модернизации трех подводных лодок российского производства, которые находятся на вооружении ВМС страны. Помимо этого, рассматривалась возможность заказать у России новые подлодки проекта 636. Но все это больше декларации о намерениях.

А насчет поставок в Иран оружия в Госдепе после снятия эмбарго ООН, кажется, не беспокоятся. Хотя, по большому счету, не его ума это дело. Странам региона давно пора наплевать на все эти угрозы с другого континента и взяться за полноценное сотрудничество в интересах друг друга.