Неформальное объединение стран Восточной Европы раскололось по украинскому вопросу
Итак, эта показательная для всей Европы региональная встреча все же состоялась. И снова — в Праге, где в конце ноября прошлого года уже собирались президенты Вышеградской группы (Чехия, Польша, Венгрия, Словакия). Тогда ее застрельщиком был чешский президент, бывший натовский генерал и председатель Военного комитета альянса Петр Павел.
На этот раз эстафетная палочка перешла к чешскому премьеру Петру Фиале. Еще в январе он высказывал сомнение в целесообразности проведения очередной тусовки Вышеградской четверки (V4) на уровне руководителей правительств. Уж слишком разнились взгляды на текущую обстановку у ее потенциальных участников.
Сам Фиала — убежденный трансатлантист, польский коллега Дональд Туск — скорее еврофил, а главы венгерского и словацкого кабинетов Виктор Орбан и Роберт Фицо — евроскептики. Как тут кашу сваришь? На какие конкретные результаты можно рассчитывать?
Поляк даже счел возможным высказаться в том ключе, есть ли вообще смысл в данном неформальном объединении, когда ориентиры его участников столь кардинально расходятся?
Фиала все же выступил в роли Кота Леопольда, заявив перед саммитом V4, что обмен мнениями между странами Восточной Европы необходим, поскольку «важно найти единство по ключевым для ЕС вопросам, даже если это будет сложно». И 27 февраля предоставил для этого княжеский Лихтенштейнский дворце на острове Кампа на Влтаве в центре чешской столицы.
Первоначально сознательно была выбрана относительно нейтральная повестка — реакция на протесты фермеров в Европе, предложения по улучшению плана ЕС по достижению климатически нейтральности к 2050 году (Green Deal), сотрудничество в сфере расширения использования атомной энергии, а также совместные меры по предотвращению нелегальной миграции.
Но в центре внимания, что ожидаемо, оказался конфликт в «стране У». Куда сейчас без него? Четверка распалась на двойки.
Примечательно, что Фиала несомненно готовился к такому развитию. Именно поэтому он счел необходимым перед началом саммита пошептаться (вместо завтрака) в течение полутора часов (!) с польским единомышленником. Из обстоятельного разговора просочилась лишь одна деталь. Глава принимающей стороны поблагодарил коллегу за согласие участвовать в чешском проекте по поставке на Украину боеприпасов из третьих стран.
Для нас же познавательно, насколько разнятся взгляды натовских государств, представляющих восточный фланг альянса, по поводу перспектив незалежной.
Премьеры стран V4 согласились, что «военная операция России против Украины является грубым нарушением международного права», и что Киев нуждается в помощи.
Основной «водораздел» произошел по теме мирных переговоров.
Фиала:
«Невозможно достичь долгосрочного мира, делая уступки агрессору России».
Туск:
«Компромиссам нет места там, где идет речь о независимости украинского государства».
Фицо:
«У конфликта нет военного решения. Только немедленное прекращение огня создает пространство для немедленных переговоров об определенных компромиссах и соглашениях. <...> Не только Украина, но и Россия нуждается в гарантиях безопасности».
Орбан:
«Война может быть окончена только через переговоры. <...> Венгрия не будет поставлять подвергшейся нападению стране оружие. Мы не отправляем его ни с солдатами, ни без них. Но мы окажем всю помощь, которая находится за пределами этого круга. Это гуманитарная помощь, мы также обучаем врачей, работающих на войне, мы помогаем беженцам, мы восстанавливаем энергетическую структуру».
Примечательно, что на встрече V4 главным раздражителем оказался не Орбан, а его словацкий коллега Фицо. Он в украинском вопросе не только встал по одну сторону баррикад с Будапештом, но и выступил более рьяным адвокатом России. В своем обращении в соцсетях 24 февраля, во вторую годовщину начала СВО, он написал, что «ставка Запада на победу Киева провалилась, а стратегия продления конфликта путем массированной поддержки Украины деньгами и оружием, а также санкции против России не сработали». Он высказался против потенциального членства самостийной в НАТО, назвав это «основой для начала Третьей мировой войны». Днем позже словак отметил, что «Запад по ситуации на Украине идет к принятию наихудшего решения».
Подводя итоги жарких, обоюдоострых дискуссий на саммите V4, словацкий бенефициант Фицо отметил: «Вы не дали мне сегодня ни секунды зевать. Эта встреча была одной из самых важных. Да, у нас разные мнения. Но будут такие вопросы, как расширение ЕС, региональные проблемы, где нам придется искать общие решения».
А вот чешский премьер Фиала посетовал, что восстановить утраченное единство Вышеградской четверке не удалось, и с грустью подытожил: «Я не говорю, что для меня самая большая радость встретиться здесь с коллегами, с которыми я фактически не согласен по ряду ключевых вопросов. Я имею в виду премьер-министров Венгрии и Словакии. Но все же диалог должен быть».
Пражская встреча на самом деле — это важный показатель температуры по палате, читай — в Евросоюзе. Там такой же разброд и шатания.