6 апреля Иран и США провели непрямые переговоры в столице Австрии, где главной темой обсуждения стала возможность возвращения Вашингтона к Совместному всеобъемлющему плану действий (СВПД) известному как иранская «ядерная сделка».
«Непрямые» эти переговоры потому, что американская делегация принимала в них участие опосредованно, находясь в соседнем здании и «присутствовала» через участников заседания Совместной комиссии Ирана и международной "пятерки" (Германия, Франция, Великобритания, Китай, Россия) по реализации СВПД.
Вполне закономерно участники консультаций изначально не только преуменьшали вероятные ожидания от переговоров, но и не особенно комментировали их в принципе.
Тем не менее, как отмечают эксперты британского аналитического центра Economist Intelligence Unit (EIU ), сам факт прошедших обсуждений позволяет говорить о намерении администрации президента США Джо Байдена занять более мягкую позицию по отношению к Ирану, чем предыдущая.
В EIU также подчеркивают, что, несмотря на победную риторику по итогам переговоров и внешнее безразличие, которое демонстрируют иранские власти, Тегеран финансово нуждается в возобновлении участия США и снятии жестких санкций, которые нанесли ущерб его экономике.
На сегодняшний день еще крайне преждевременно говорить о том, что хотя бы часть противоречий была решена. А они глобальные. Напомним, что в качестве предварительного условия для ослабления ограничений США призывают Иран вернуться к своим ядерным обязательствам по СВПД, тогда как Тегеран настаивает на обратном. А именно, чтобы первый шаг сделал Вашингтон, отменив введенные санкции.
Однако определенные результаты по итогам венской встречи все же есть. Так, было принято решение о создании двух рабочих групп для обсуждения практических возможностей возобновления обеими сторонами своих обязательств. Также представители сторон хоть и не без скрежета, но признают, что компромисс все же необходим, а значит его будут искать.
Но это пока все, чего удалось достичь.
Как справедливо подмечают британские аналитики, существенный прогресс по ключевым вопросам до президентских выборов в Иране в июне маловероятен.
В Тегеране власти не намерены терять голоса избирателей, прогибаясь под американские требования. В Вашингтоне тоже будут ждать итогов голосования и, вероятнее всего, постараются использовать их для раскачивания внутриполитической ситуации и Исламской Республике Иран (ИРИ). Особенно в случае, если они не удовлетворят политиков с Капитолийского холма, что, по нашему мнению, представляется наиболее реалистичным сценарием. К тому же американский истеблишмент не намерен показывать слабость и идти на уступки Тегерану.
Сегодня Байден хоть и не подвергается такому давлению, как его предшественник Дональд Трамп, однако тоже обладает ограниченным политическим капиталом внутри Штатов и рискует столкнуться с сильной оппозицией в случае, если Белый дом решит ослабить свое давление на Иран.
При этом напомним, что санкционный режим в отношении Тегерана насчитывает около 1600 ограничений, демонтировать которые будет крайне сложно, как бы этого не хотели некоторые политики и бизнесмены не только в Иране, но в Европейском Союзе, а также самих Соединенных Штатах.
Говоря о перспективах возвращения США в «ядерную сделку» отметим, что, вероятнее всего, существующие санкции если и будут сняты, то лишь крайне ограниченно. Одной из сфер, которая может быть исключена из списка ограничений, как считают в EIU, является нефтегазовая. Однако подобный сценарий, по мнению британцев, возможен лишь в том случае, если ИРИ пойдет на снижение существующего уровня обогащения урана.
На наш взгляд, за такие уступки иранцы будут требовать куда более значительных и масштабных встречных шагов от американцев…
Особенно на фоне того, как 11 апреля в иранском Натанзе был атакован центр обогащения урана, в результате чего произошла авария распределительной сети.
На сегодняшний день не представляется возможным с уверенностью утверждать, кто же ответственен за нападение. В Тегеране обвиняют Израиль, который, само собой, заявляет о своей непричастности, хотя ряд СМИ указывает на прямую вовлеченность Тель-Авива.
США тоже пытаются всячески откреститься от какой-либо ответственности за эту атаку. Так, на брифинге в Белом доме, пресс-секретарь Джен Псаки заявила, что США не имели никакого отношения к инциденту на иранском ядерном объекте в Натанзе.
Впрочем, общеизвестно, что высказывания Псаки всегда нужно воспринимать с особой осторожностью, как и американских политиков в целом. В реальности же сложно представить, что главный израильский союзник - Соединенные Штаты не были в курсе или хотя бы не подозревали о готовящейся атаке на иранские ядерные объекты. Да еще и во время переговоров Вашингтона и Тегерана.
Если действительно Вашингтон не был в курсе готовящейся операции, то это можно считать провалом не только американских дипломатов, отвечающих за связь с израильскими коллегами, но и спецслужб, что, впрочем, происходит уже далеко не первый раз…
Тем не менее, как констатируют эксперты американского аналитического центра Stratfor , и с ними в данном вопросе стоит согласиться, ответ Тегерана на атаки в Натанзе если и будет, то окажется очень выверенным, просчитанным и прагматичным. В первую очередь, чтобы он не повлиял на ход переговоров в Вене с Вашингтоном, так как в преддверии выборов иранским политикам нужна если не победа, то хотя бы небольшой локальный успех, но никак не наращивание противостояния.
Пока что в Иране приняли решение с 14 апреля увеличить уровень обогащения урана до 60%, а также планируют поставить еще 1 тыс. центрифуг на объект в Натанзе.
Подводя итог, отметим, что более серьезные выводы и прогнозы относительно прогресса или регресса в переговорах по «ядерной сделке» можно будет делать уже в самое ближайшее время, после того, как состоится следующий раунд заседания Совместной комиссии, который намечен на 14 апреля. Впрочем, думается, что глобальных успехов и знаменательных решений по его итогам ждать не стоит. Пока что идут лишь подготовительные переговоры, и стороны лишь обсуждают то, что будут обсуждать уже в будущем.
Фото: namonieuws.nl