5 апреля Правительство национального единства (ПНЕ) Ливии объявило, что в страну прибыла первая поставка вакцин против коронавируса, включающая в себя 101 250 доз разработанного в России препарата «Спутник V», который был предоставлен Объединенными Арабскими Эмиратами (ОАЭ).
Напомним, что на сегодня в Ливии с начала пандемии зарегистрировано более 162 000 случаев заражения и почти 3000 смертей. Однако, учитывая, что с момента убийства Муаммара Каддафи в 2011 году и начала бомбардировок африканской страны коалицией под руководством США, какого-либо государства и единой власти там не было, эти цифры следовало бы считать весьма приблизительными.
В этой связи не стоит забывать и об отсутствии масштабного тестирования, доступа к медицинским услугам большого числа жителей Ливии. Поэтому, несмотря на то, что Абдула Хамид аль-Дубейба, временный премьер-министр ПНЕ, критикуя усилия предыдущего правительства, пообещал уделить приоритетное внимание борьбе с вирусом, на сегодня можно констатировать, что официальные цифры заниженными, как минимум, в несколько десятков раз.
Отметим также, что Ливия планировала получать вакцины от COVID -19 через механизм COVAX Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ). На приобретение препарата для проведения примерно 2,8 миллионов прививок было выделено около 9,7 миллиона долларов США. Первые 57 600 доз (из 292 800 вакцины AstraZeneca) должны были поступить в апреле. Однако подтверждений отгрузок или прибытия препарата пока что нет.
Как отмечают в британском аналитическом центре Economist Intelligence Unit ( EIU ), в настоящее время непонятно, почему же все-таки была куплена российская вакцина, причем через Объединенные Арабские Эмираты. Тем более, что в меньшей степени Москва и в большей – Абу-Даби, выступали в ливийской гражданской войне на стороне фельдмаршала Халифы Хафтара, который являлся противником Фаиза Саражда.
В любом случае, уже в самое ближайшее время вакцина достигнет пункта назначения и будет распределена между медицинскими сотрудниками, пожилыми людьми и людьми, страдающими хроническими заболеваниями.
Тут рискнем не согласиться с британскими аналитиками и предположим, что такая малая порция «Спутника V » будет использована для вакцинации в первую очередь политиков и высокопоставленных лиц, которые, судя по источнику поставок препарата, близки или находятся в окружении Хафтара.
При этом на общую картину заболеваемости ни 101 тысяча доз российской вакцины, ни почти 300 тысяч препарата AstraZeneca не окажут глобального влияния. Учитывая, что это двухкомпонентные вакцины, привить ими получится около 200 тысяч человек, тогда как в 2020 году население Ливии составляло почти 7 миллионов человек.
В ВОЗ также делают акцент на том, что, несмотря на все попытки ПНЕ бороться с коронавирусом, прививки мало чем помогут пока не будет налажен процесс тестирования, решена проблема нехватки медицинского персонала, лекарств и средств защиты. Стоит ли добавлять, что в Ливии на сегодняшний день крайне плохо соблюдаются такие уже общемировые правила как социальная дистанция, а также ношение масок и перчаток.
Думается, что масштабы проблемы осознают и в самой Ливии, где в марте был повышен уровень национальной опасности с 3 до 4 из-за резкого роста числа случаев заболевания, а также вынесены рекомендации Правительственным консультационным комитетом об ужесточении принятых ограничительных мер.
Однако, в современных ливийских реалиях, когда страна представляет собой лоскутное одеяло, которое только пытается объединиться под эгидой Правительства национально единства, а также принимая во внимание тяжелые экономические и финансовые условия, представляется крайне маловероятным, что подобные рекомендации как ПНЕ, так и ВОЗ будут хоть как-то реализованы.
При этом если не произойдет масштабной вакцинации, то население Ливии останется еще на очень долгий срок незащищенной от COVID -19. А это будет способствовать не только бесконтрольному распространению вируса, но и создаст благоприятную среду для его мутаций, тем самым повышая риски не только для соседних африканских стран, но и потенциального для всего мира.
На этом фоне соседний с Ливией Алжир, как сообщил министр фармацевтической промышленности страны Лотфи Бенбахмед, намерен уже в сентябре начать на собственных предприятиях производство российского «Спутника V ».
Как следует из материала французского издания L ' Orient Le Jour , вакцина будет производиться государственным производителем лекарств Saidal в партнерстве с российским институтом имени Гамалеи.
Пока же, не дожидаясь начала производства, Алжир закупил несколько партий российского препарата. Так, уже осуществлены поставки 80 000 доз вакцины, а к концу апреля ожидается отгрузка еще 920 000 доз.
Фото: nrk.no