«Если ты не за Макрона, значит ты за Путина»

Зачем французский президент вынес на голосование парламента договор с Украиной

Это как раз тот случай, когда контекст, в котором проходит обсуждение и голосование, важнее самой сути договора. Соглашение между Парижем и Киевом от 16 февраля, рассчитанное на 10 лет, предполагает, в числе прочего, военную помощь объемом до 3 миллиардов евро только в текущем году, в частности, включая наращивание поставок артиллерии и средств ПВО и поддержку будущего возможного вступления Украины в Евросоюз и НАТО. А за несколько дней до этого Макрон напугал всех возможной отправкой французских войск на Украину.

Ничего особо нового, но французский президент воспользовался соответствующей статьей Конституции и предложил всем политическим фракциям нижней и верхней палат высказать свое отношение к документу и проголосовать. При этом было оговорено, что голосование не носит обязывающего характера, а правительство Габриэля Атталя никоим образом не может быть подвергнуто вотуму недоверия, случись такой поворот событий.

Учитывая, что никто во Франции открыто не выступает против Киева, идея Макрона напоминает эпизод из «Чапаева»: «А ты, Василий Иваныч, за большевиков аль за коммунистов?».

За пару дней до дебатов президент пригласил для консультаций верхушку всех парламентских партий. При выходе из Елисейского дворца глава компартии Фабьен Руссель рассказал, что президент попытался объяснить свои слова о теоретической отправке французских войск на фронт, продемонстрировав карту, на которой стрелками были показаны возможные направления наступления российских войск на Киев и Одессу.

Закон-то прошел без проблем. Но как-то странно все было обставлено. Сначала выступает премьер, за ним — министр обороны, потом — глава МИД, и уж если после этих речей ты голосуешь против, тебя, получается, автоматом записывают не то чтобы в «империю зла», но как минимум в сочувствующие российскому руководству.


«Правительство предложило нам подтвердить и даже увековечить нашу поддержку украинцев, — говорит депутат макроновской партии „Возрождение“ Бенджамен Хаддад, — В таком вопросе мы способны собрать достаточно широкое большинство из всех политических фракций — республиканцев, социалистов, „зеленых“ и так далее. Но сам факт того, что нам предложено голосовать, означает, что мы все разделим ответственность».


И это голос из президентского лагеря. А оппозицию удивило то, что весь спектр партий как бы берет на себя обязанность отвечать за все последующие решения президента и правительства по поводу Украины, а они не всегда понятны и предсказуемы.


«Мы голосовали против, — говорит депутат от „Непокорившейся Франции“ Арно Ле Галль. — Последние заявления Макрона завели нас в изоляцию, наши союзники наперебой открещиваются от его слов. Мы ни в коем случае не можем это поддержать».


Среди тех, кто воздержался — «Национальное объединение» Марин Ле Пен. Их уже чуть ли не в лицо упрекают в прокремлевской позиции. Премьер-министр в своей речи обронил: «Такое впечатление, что войска Владимира Путина уже действуют на нашей территории». Это — к лепенистам. «Ты либо за Макрона, либо тебя записывают в сторонники Путина», — прокомментировала слова премьера Марин Ле Пен.


«На самом деле мы в принципе согласны с положениями договора, — говорит председатель партии Жордан Барделла. — Но в нем есть два неприемлемых для нас положения — „красные линии“, если хотите. Это вступление Украины в НАТО и в Евросоюз».


То есть сам факт голосования (к тому же «не обязывающего»), а не договор должен был стать эдаким «моментом истины» и показать французам, кто с какой стороны. И все затем, что уже фактически началась предвыборная кампания в Европарламент, и партия Макрона совсем не в лучшем положении. По самым свежим опросам Ле Пен и «Национальное объединение» опережают «Возрождение» на 13 пунктов.

Цель этого маневра — продемонстрировать, что «НО», как получается, «не за Киев», а стало быть — за кого? Вот именно. «Воздержаться — значит сбежать с поля боя, повернуться спиной», — заявил премьер.

Другое дело, что до выборов еще три месяца, а такой финт хорош обычно где-то на финише, за пару недель. К июню избиратель вряд ли вспомнит о голосовании, состоявшемся в первой половине марта. Поэтому, скорее всего, украинскую тему сделают одной из ключевых в предвыборное кампании. Не бросать же такую жилу.

Конечно, все поняли, где стоял макроновский капкан. Левые — коммунисты и «Непокорившаяся Франция» — голосовали конкретно против, но сразу же приняли новые правила игры.


«Макрон в поход собрался, — заявил Арно Ле Галль из „непокоривщихся“, — но Франция не будет запираться в атлантическом западном лагере. Украине не бывать ни в НАТО, ни в ЕС».


Партия Ле Пен уже объявила, что против того, чтобы превращать вопрос помощи Украине в элемент предвыборной борьбы, и не собирается строить свою кампанию вокруг только этой темы.