Спасут ли 2 трлн долларов Байдена американскую инфраструктуру?

31 марта американский президент Джо Байден представил план создания рабочих мест, который в восьмилетний срок предполагает инвестировать в инфраструктурные проекты, а также в энергетику и смягчение последствий климатических сдвигов не менее 2 трлн долларов США.

Как отмечают эксперты британского аналитического центра Economist Intelligence Unit ( EIU ), особое внимание в плане Байдена уделяется именно инфраструктуре. Так, администрация уже озвучила амбициозные расходы в размере 621 млрд долларов на ремонт и расширение автомобильных и железнодорожных сетей, а также улучшение работы общественного транспорта.

При этом аналитики делают особый акцент на том, что денежные вливания в размере 174 млрд долларов затронут и автомобилестроение, в первую очередь – производство электромобилей, что объясняется стремлением укрепить устойчивость цепочки поставок в самих Соединенных Штатах, а также повысить конкурентоспособность отрасли на внешних рынках.

Сумма, которая будет вложена в транспортную инфраструктуру, более чем в два раза превышает предыдущие инвестиции, которые были сделаны еще при Бараке Обаме в далеком 2015 году и составляли 305 млрд долларов.

Что интересно, модернизация устаревшей и постепенно разваливающейся транспортной сети Штатов является, пожалуй, одной из немногих, если не единственной, проблемной областью, с необходимостью исправления которой согласны как республиканцы, так и демократы.

Более 65 тысяч мостов в США считаются «структурно недостаточными», а каждый четвертый – старше 50 лет и никогда не реконструировался. Также в Штатах средний возраст плотин составляет около 52 лет. В серьезной модернизации нуждаются и аэропорты. Причем не только в сфере электроники, обеспечивающей безопасность полетов, работу диспетчеров и т.д., но и аэродромная инфраструктура: взлетные полосы, рулежные дорожки, стоянки и т.д. Как посчитали в Американской ассоциации дорожных и транспортных строителей (ARTBA), только на эти цели необходимо минимум 808 млрд долларов.

В свою очередь Bloomberg посчитал, что общая нехватка инвестиций в американскую инфраструктуру достигнет 3,9 трлн долларов.

Поэтому, вероятнее всего, план Байдена в этой части не вызовет ожесточенного противостояния и жарких споров в Конгрессе.

Еще 650 млрд долларов планируется инвестировать в нетранспортную инфраструктуру, которая включает в себя улучшение распределения питьевой воды, распределение высокоскоростного широкополосного доступа к Интернету, увеличение доступного жилищного фонда, модернизацию электросетей и повышение их устойчивости к потрясениям.

На этом фоне выиграют компании, занимающиеся возобновляемыми источниками энергии, так как, согласно плану американского президента, к 2035 году стране необходимо достичь 100% выработки безуглеродной электроэнергии. Звучит, конечно, сомнительно, да и не ясно, как на такое предложение отреагируют традиционные представители углеводородного рынка США, которые не только являются одной из крупнейших лоббистских сил, но и в большинстве своем поддерживали на прошедших выборах противника Байдена – Дональда Трампа. Думается, что они выступят категорически против.

Другим направлением плана Байдена является укрепление промышленной конкурентоспособности США, включая в общей сложности 580 млрд долларов для стимулирования исследований и разработок в ключевых отраслях, таких как искусственный интеллект и биотехнологии. Помимо этого, инвестиции могут быть направлены на создание и производство на территории США микрочипов, разнообразных аккумуляторов и другой высокотехнологичной продукции.

В целом инициатива нового президента направлена на оживление американской промышленности и углубление конкуренции с Китаем.

В администрации Байдена намерены найти необходимую внушительную сумму для реализации своего плана путем повышения корпоративного налога, подняв со временем его ставку с 21% до 28%, а также положив конец множеству корпоративных налоговых льгот.

Подобное решение наверняка вызовет массу негативных настроений и противостояние со стороны республиканцев, а также, как считают в EIU , части умеренных демократов. Серьезным «камнем преткновения» для администрации с высокой долей вероятности будет и продвижение через Конгресс еще одной инициативы президента: инвестирование в экономику здравоохранения 400 миллиардов долларов.

Учитывая значительное противодействие со стороны представителей Республиканской партии наращиванию бюджетных расходов, это может привести к тому, что объемный законопроект об инфраструктуре, если и будет принят, то не ранее 2022 финансового года. И не исключено, что в урезанном виде.

Что еще хуже и в тоже время важнее, подобная инициатива, как и в свое время «план Обамы», вряд ли сумеет решить американские инфраструктурные проблемы, на которые потребуются не только гораздо более масштабные финансовые вложения, но и время, а также системный долгосрочный подход, а не разовые инвестиции…

Фото: newsit.gr