Какой статус-кво Тайваня нужен США?

Вашингтон, заявляя о существовании «одного Китая», провоцирует Пекин и Тайбэй и делает все, чтобы не допустить объединения

Несколько тезисов из доклада премьера Госсовета КНР Ли Цяна на Всекитайском совете народных представителей 5 марта вызвали бурную и неадекватную реакцию западных СМИ. Обращая особое внимание на то, что Китай решил в 2024 году увеличить свои военные расходы на 7,2% до «рекордных» $231 млрд, агентство Reuters делает вывод еще и о том, что Пекин резко ужесточает риторику в отношении Тайваня. К такому заключению западные «аналитики» пришли, не увидев в формулировках Ли Цяна касательно воссоединения с Тайванем слова «мирное». И пошло, поехало...

Этот вывод довел некоторых особо несдержанных комментаторов до предположения о том, что Пекин якобы со дня на день начнет военную операцию по силовому захвату принадлежащей ему территории, то есть острова Тайвань. Про то, что Китай тратит на оборону почти в 4 раза меньше США никто не говорит вообще.

Ли Цян действительно заявил, что Пекин «будет тверд в продвижении дела воссоединения Китая», и «решительно противится независимости Тайваня». Помимо этого он сказал, что Пекин «будет способствовать мирному развитию отношений между двумя сторонами пролива» и «защищать фундаментальные интересы китайской нации». Все это ни на йоту не отходит от определенной давным-давно в отношении Тайваня политики центральных властей КНР. Она ориентирована на развитие торгово-экономических отношений с островом и именно мирное воссоединение со своей провинцией, временно находящейся под фактическим протекторатом США. И если премьер Госсовета не использовал прилагательное «мирное» со словом «объединение», то это еще абсолютно ничего не значит. Он, кстати, не произносил и прилагательное «военное».

На самом деле силовой вариант объединения возможен. Он законодательно закреплен в КНР и предусмотрен на случаи объявления островной администрацией независимости или же вмешательства третьих сил. Председатель КНР Си Цзиньпин, проводя ежегодные совещания с военными, регулярно ориентирует их на поддержание боеготовности. И это тоже нередко становится поводом для западников говорить о скорой войне. Но политика Пекина сводится как раз к тому, чтобы избежать такого развития событий. А то, что западные «аналитики» спешат объявить об «ужесточении риторики» и чуть ли не о подготовке к войне, выдает их замысел. А он в том, чтобы повторить в этом регионе украинский вариант, столкнуть материковых китайцев с их единокровными братьями по другую сторону Тайваньского пролива.

В январе текущего года на Тайване прошли выборы местной администрации — «президента» и парламента, в результате чего главой стал ориентирующийся на США, по сути, сторонник «независимости» Лай Циндэ. Хотя его победа не означает, что все население острова хочет «независимости» (а, значит, обострения военной угрозы), США сразу же продемонстрировали свою поддержку результатов выборов и продолжили поощрять сепаратистов.


«Поздравление с „президентскими выборами“ как с „победой демократии“, направление делегаций на „инаугурацию“ новоизбранного „президента“ — это протокольные жесты, которые вполне тривиальны между суверенными странами, когда любая из сторон избрала нового главу государства, — написала по этому поводу китайская газета „Глобал Таймс“. — Но было бы довольно странно, если бы подобная практика применялась между страной и регионом другой страны. Именно это произошло, когда на Тайване, в провинции Китайской Народной Республики, проходили выборы регионального руководства. Поздравительные послания поступили от государственного секретаря и представителя Госдепартамента США. Оба должны отражать официальную позицию страны, которая всегда признавала Тайвань частью Китая».


К этому следует добавить, что после выборов островную провинцию КНР посетили несколько высоких американских делегаций, не запрашивая при этом визы в Пекине. Одна из них, по информации китайской прессы, была направлена лично президентом Байденом, чтобы передать поздравление и послание от президента США.


«Официальные лица в правительстве и законодатели в Конгрессе в равной степени представляют США и говорят от имени страны, — пишет по этому поводу „Глобал Таймс“. — Однако их жесты говорят Лаю и его заместителю не о чем ином, как о поддержке их усилий Соединенными Штатами. В результате возглавляемые ими силы „за независимость Тайваня“ будут становиться все более и более безрассудными в своих беспринципных действиях по отделению».


Но самыми опасными, с точки зрения Пекина, являются законодательные инициативы США, которые стимулируют расширение официальных и неофициальных отношений с Тайванем, а также увеличение поставок на остров вооружений, военной техники, помощь со стороны американских военных советников. Нельзя не вспомнить и заявления президента Байдена, который говорил о готовности «защищать Тайвань».

То есть США, на всех официальных уровнях (в том числе и президентском) заявляющие о существовании «одного Китая», на самом деле делают все, чтобы не допустить возвращения Тайваня «в лоно родины». Предостерегая Пекин от изменения статус-кво Тайваня, они, по сути, этот самый статус-кво стремятся максимально сдвинуть в сторону «независимости», чтобы иметь в своем распоряжении тлеющий очаг напряженности у китайских берегов, рычаг воздействия на Пекин. А возможно, чтобы в нужный момент быть готовыми спровоцировать Китай на военный вариант объединения.

Вот как объясняет ситуацию «Глобал Таймс»:


«Согласно этой тактике, „статус-кво“ по ту сторону Тайваньского пролива больше не относится к мирному государству, в котором обе стороны живут в мире и гармонии, а представляет собой опасный процесс, в ходе которого власти Тайваня продолжают продвигать декитаизацию и независимость, стремясь еще больше отдалить остров от родины. Это серьезное попрание национальных интересов Китая. Ни один китаец на это не согласится».