Идеологическое рвение и ригоризм как неоконов, так и неолибералов, составляющих в Вашингтоне дорожные карты дипломатии, не мешают им быть изворотливее вертящихся на сковородке ужей, когда нужно во что бы то ни стало добиться поставленной конечной цели
За последние пару лет администрация США, укомплектованная твердокаменными активистами Демократической партии, продемонстрировала поразительную гибкость своей колеблющейся внешнеполитической линии. Одни назовут это беспринципностью, другие циничным прагматизмом, но и те, и другие будут правы.
В минувшем ноябре, после 7 октября, когда боевики ХАМАС совершили нападение на израильтян, а в ответ Тель-Авив начал военную операцию в секторе Газа, Госдепартамент США выдал разрешение Ираку, вопреки санкционному режиму, оплатить счета за покупку у Ирана электричества. Предполагается, что цена вопроса достигает 10 млрд долларов. Решение еще не принято.
Только что в Омане состоялись мало афишируемые тайные переговоры между эмиссарами правительства США и посланцами Исламской республики Иран. Предмет переговоров можно легко вычислить: Вашингтон убеждал Тегеран обуздать близких к ним по идеологии йеменских хуситов. Эти воины аравийской пустыни своими обстрелами судов, направляющихся в Красное море и обслуживающих клиентуру в США, Британии и Израиле, резко притормозили торговую активность этих стран. Стоимость фрахта, страховки, а также цена для конечных оптовых и розничных потребителей поднялись одномоментно.
Переговоры, сообщают разные источники, не увенчались успехом. Прокси-война с мировым гегемоном, которую руками хуситов ведут персы (а возможно, и не только они), будет продолжена. И поскольку силовое решение, к которому уже прибег Запад, не возымело эффекта, то не исключено, что снова вместо кнута в ход пустят пряник.
Что это, как не предание забвению всех грозных и воинственных инвектив в адрес непокорных аятолл и разделяющей их антизападный курс молодой нации, звучавших все последние 40+ лет из Вашингтона?
Привычный для англосаксов переход к торгу, коли уж из парового катка их военной машины стравили часть пара, дополняется дипломатическими интригами 57-го уровня.
Накануне года президентских выборов, что совсем некстати для Обамы, Клинтон и Байдена, до сих не названные влиятельные кукловоды спровоцировали отмороженных боевиков ХАМАС (Исламское движение сопротивления) напасть на Израиль, который, не стоит забывать, сам создал и финансировал этих радикалов как противовес ФАТХ (Движению за национальное освобождение Палестины).
Хамасовцы, называвшиеся ранее «ручными террористами» Израиля, устроили бойню в приграничных районах, захватили заложников и тем самым перевели в режим военной истерии как Землю Обетованную, так и значительную часть мусульманского мира (хуситы не дадут соврать).
В массовых протестах в американских города и университетских кампусах, устроенных местными натурализованными мусульманами, проявилось разочарование этой части электората, всегда ранее голосовавшей за демократов. Солидарность мусульманской уммы в США с единоверцами на Ближнем Востоке перевесила обязательство, которое берет новообращенный гражданин США, произнося:
«Настоящим я заявляю под присягой, что я абсолютно и всецело отрекаюсь от всякой верности любому иностранному принцу, властителю, государству или суверенитету, подданным или гражданином которого я до сих пор был...».
Отток части избирателей-мусульман проявился наиболее выпукло на праймериз в штате Мичиган, где около 17% отдали голоса тем выборщикам, которые еще не определились со своим выбором (uncommitted). Прогнозы указывают на то, что мусульмане Америки и дальше, скорее всего, будут голосовать за не принадлежащих к истеблишменту и выступающих против войны кандидатов вроде Роберта Кеннеди-младшего, а вовсе не за Джо Байдена.
Предвыборный штаб Демпартии, судя по всему, оценил масштаб неожиданной угрозы. И вот уже Госдепартамент США вводит санкции в отношении израильтян, против которых выдвинуты обвинения в совершении насилия над палестинцами на западном берегу Иордана.
И вот уже Чак Шумер, лидер республиканского большинства в Сенате — не последняя фигура в иерархии власти, — требует от премьер-министра Биньямина (Биби) Нетаньяху добровольно и незамедлительно уйти в отставку, а также объявить о досрочных выборах. Утечки закрытой информации в прессу говорят о том, что и демократы, от госсекретаря США Энтони Блинкена до самого Джо Байдена, давят на Биби, побуждая его не только свернуть карательные операции в секторе Газа, но и уступить кресло премьера.
В рамках спасательной операции — ради спасения репутации и шансов на переизбрание Байдена — в Вашингтоне провели смотрины предполагаемого сменщика Биби. Им назначен бывший министр обороны Израиля Бенджамен (Бени) Ганц, который считается более управляемым и внушаемым. Эти лихорадочные дипломатические маневры есть верный признак разлада высшего порядка между ближайшими стратегическими союзниками.
Еще одним примером, как Вашингтон пятится назад на дипломатическом треке, стало признание главы Американского института нефти (API) Майка Соммерса, что их нефтеперерабатывающие заводы закупают тяжелую нефть из Венесуэлы для насыщения рынка — после отказа приобретать русскую нефть этой же категории. По итогам 11 месяцев 2023 года, США закупили нефти у страны, которую числят в изгоях и врагах, на сумму более 2,5 млрд долларов.
И это после того, Минюст США объявил о вознаграждении 15 млн долларов за сведения, которые приведут к поимке Николаса Мадуро, Президента Боливарианской Республики Венесуэла. И это после того, как стало известно, что агенты ЦРУ пытались подкупить высокопоставленных армейских офицеров для совершения военного путча и отстранения законно избранного президента Мадуро от власти. Но после неудачи заговора американцы стали закупать венесуэльскую нефть. Ничего личного, сеньор Мадуро, просто бизнес.
Появившаяся недавно на книжных полках магазинов книга-исследование Алекса Уорда «Интернационалисты: борьба за восстановление американской внешней политики после Трампа» представляет собой анализ внешней политики США в первые два года пребывания Джо Байдена у власти.
Автор пришел к выводу: главными способами преодоления того, что демократы рассматривали как «пороки трампизма», они выбрали два: укреплять партнерство с постоянными и ситуативными союзниками, а также восстанавливать лидерство США в глобальном «порядке, основанном на правилах» (rules based order).
При этом Уорд утверждает, что администрация Байдена, за спиной которого стоят Барак Обама и Хиллари Клинтон, не намеревалась употреблять силу в международных отношениях, если только под угрозой не окажется миропорядок, в создании которого США участвовали с 1945 года. Видимо, Алекс Уорд не в курсе того, что Пентагон и американские спецслужбы с 2014 году создали 12 секретных объектов на Украине, а также биологические лаборатории, где предположительно выращивали вирусы избирательного действия.
Трудно понять, каким образом милитаризация киевского режима и русофобское зомбирование населения бывшей УССР, что осуществлялось во многом благодаря субсидиям из бюджета США и грантам американских НКО с опытом проведения цветных революций, совмещаются с такой пикантной деталью: администрация Байдена обещала проводить «внешнюю политику (в интересах) среднего класса» (a foreign policy for the middle class).
Если судить по результатам взращивания «анти-России», все дивиденды получили не американцы со средним достатком, а оружейные корпорации, связанные с ВПК чиновники госаппарата, идейная обслуга финансовой олигархии из числа неоконов и неолибералов. В том числе и в медийном секторе. Так что Джо Байден был прав, когда, выступая во время блиц-визита в Киев, заявил, как это видит Уорд, что «байденизм сработал».
Однако сегодня это бахвальство квартиранта Белого дома может быть поставлено под сомнение. Как пишет в своей рецензии на книгу Уорда обозреватель издания «Ответственное государственное управление» (Respobsible Statecraft) Блейз Мэлли:
«За последний год война зашла в тупик — другие утверждают, что это стало войной на истощение, в которой Москва одерживает верх. Несмотря на эти меняющиеся реалии, администрация Байдена продемонстрировала нежелание и неспособность отказаться в своей стратегии от главного тезиса, что это война за демократию, которую можно выиграть только военными средствами. Этот подход утрачивает свою убедительность... особенно среди республиканцев в Конгрессе, и в Вашингтоне медленно нарастают настроения против продолжения поддержки Украины».
Полноформатный кризис доверия к внешней политике администрации Байдена разразился после того, как Соединенные Штаты поддержали непропорциональные военные акции правительства Израиля в секторе Газа, квалифицируемые многими государствами в регионе и за его пределами как форменный геноцид палестинцев.
Когда Международный суд назвал «правдоподобными» утверждения, что Израиль осуществляет геноцид в секторе Газа, Белый дом счел это обвинение «необоснованным». Администрация Обамы-Клинтон-Байдена закрыла глаза на военные преступления Израиля, включающие в себя, как пишет Мэлли, «бомбардировки больниц, насильственное перемещение гражданского населения и провоцирование голода». Блейз Мэлли считает, что «всего за пять месяцев Белый дом обнажил лицемерие и непоследовательность своей заявленной приверженности правам человека и международному порядку, и оставил Вашингтон изолированным на мировой арене».
Повествование Алекса Уорда заканчивается апрелем 2023 года, когда советник по национальной безопасности Джейк Салливан произнес речь в Институте Брукингса, которую, по мнению Блейз Мэлли, можно считать символическим «некрологом эре неолиберализма».
Этот вводящий в заблуждение эвфемизм следует понимать так, что эра безграничного доминирования США на глобальной шахматной доске подходит к своему завершению. «Лицемерие и непоследовательность» администрации Обамы-Клинтон-Байдена, как это формулирует Блейз Мэлли, превратили их дипломатию в токсичную субстанцию для остального мира. Неблаговидные внешнеполитические цели США, достигаемые негодными средствами, сегодня предстали во всей своей неприглядности, а потому более не в чести.
Это непредвиденное экспозе и вынуждает Госдепартамент под водительством Блинкена все чаще наступать на горло своим воинственным кличам и подстраиваться под быстро меняющийся мир.