31 марта Конституционный суд Турции приступит к первому рассмотрению дела, подразумевающего закрытие прокурдской Демократической партии народов (ДПН) из-за ее предполагаемых связей с запрещенной в Турции Рабочей партией Курдистана (РПК). Автором инициативы является генеральный прокурор Турции Бекир Шахин, который возбудил дело 17 марта 2021 года.
Помимо этого, в прокуратуре настаивают, чтобы все 687 политиков-членов ДПН на пять лет были отстранены от политической деятельности.
В случае если турецкий суд высшей инстанции примет обвинительное заключение, 15 членов Конституционного суда большинством голосов будут решать судьбу второй по величине политической партии Республики и выносить вердикт об ее закрытии. Напомним, на местных выборах 2019 демократическая партия народов одержала победу в 65 муниципалитетах.
Так же, как сообщает издание BirGün, в тот же день, 31 марта, будет рассмотрена и апелляция члена ДПН Омера Фарука Гергерлиоглу, который ранее был лишен депутатской неприкосновенности.
Согласно оценкам американского аналитического центра IHS Global Insight , а также ряда турецких СМИ, вероятность того, что правительство поддержит запрет ДПН крайне высока. Поскольку это решение должно усилить давление на курдских политиков и общественных деятелей в Турции в преддверии, как считают американские эксперты, досрочных выборов.
Тут позволим себе не согласиться с Global Insight . Всеобщие выборы в Турции намечены на 2023 год и представляется крайне маловероятным, что их перенесут на более ранний срок. Напротив, правящей Партии справедливости и развития (ПСР) нужно время, чтобы укрепить собственные позиции, которые на сегодня представляются если не шаткими, то точно далекими от уровня предыдущих годов.
Помимо этого, все чаще появляются сообщения о желании Эрдогана провести в 2022 году референдум вместо внеочередных досрочных выборов, о которых в последнее время очень много разговоров. С данной версией согласен и Кемаль Озтюрк, обозреватель HaberTürk и бывший советник лидера республики. Да и итоги съезда ПСР, прошедшего 24 марта, также подтверждают данную версию.
Неискушенному читателю поясним – еще в феврале 2021 года турецкий президент в очередной раз подтвердил необходимость разработки новой конституции, так как действующая, как и ее предшественница, были разработаны во время военных переворотов 1961 и 1982 года.
Однако вернемся к ДПН. Ведь именно голоса курдов имели решающее значение на выборах в марте 2019, когда ПСР проиграла руководящие посты в ряде ключевых городов, в том числе в Анкаре и Стамбуле.
Как считают в Global Insight , Конституционный суд Турции обладает некоторой автономией и независимостью. В подтверждение своего тезиса американские аналитики приводят в качестве примера тот факт, что, 15 января 2020 года, он снял запрет на доступ к популярной онлайн-энциклопедии « Wikipedia », который был введен правительством еще в 2017 году.
Справедливости ради, отметим, что «свобода» и «независимость» высшей судебной инстанции Турции от правительства Республики представляется довольно сомнительной, однако оставим этот тезис на совести американских экспертов.
На сегодняшний день просматривается два вероятных сценария развития событий вокруг Демократической партии народов.
Первый выдвигает Global Insight . Согласно нему, вместо того, чтобы распустить ДПН, Конституционный суд, скорее всего, частично или полностью откажет ей в казначейской помощи, следуя прецеденту 2008 года, когда ПСР потеряла доступ к государственным фондам, но не была закрыта.
При этом решение, подразумевающее блокирование доступа к государственным средствам, практически наверняка, будет использовано президентом Эрдоганом для ослабления оппозиционного альянса против него на возможных досрочных выборах.
Напомним, в настоящее время в альянс против Эрдогана входят левонационалистическая Народно-республиканская партия (CHP), происламистская Партия благополучия (Saadet), «Хорошая партия» (IYI) и Демократическая партия.
На этом фоне американцы считают, что Эрдоган и ПСР после предыдущей неудачной попытки вновь попробуют переманить на свою сторону Мерал Акоэнер и ее «Хорошую партию». При этом, если ДПН все же будет признана виновной, подобное намерение турецкого лидера может и правда реализоваться на практике, ведь в IYI будут искать способы извлечь максимум выгоды из того ослабленного положения, в котором они окажутся.
Второй сценарий подразумевает запрещение ДПН, что будет означать, что Эрдоган начал зачистку политического поля и устраняет конкурентов на фоне подготовки к 2023 году. Впрочем, в данном случае нет никаких гарантий, что сторонники Демократической партии народов начнут разделять идеи Партии справедливости и развития. Более того, эффект окажется прямо противоположным, и Эрдоган рискует потерять часть тех избирателей, которые на сегодняшний день еще колеблются, не определившись с тем, кого же им поддержать на всеобщих выборах.
Фото: cnnturk.com