Рейдерский захват арктического шельфа: США себе не изменяют

Картографическая агрессия Вашингтона затронула семь районов Мирового океана

Поводом напомнить мировому сообществу, что произвольное трактование международного права администрацией США чревато конфронтацией и конфликтами, стало проведение в конце марта в Кингстоне (Ямайка) сессии Совета Международного органа по морскому дну (МОМД). С учетом проблематики форума российский МИД счел целесообразным направить США ноту протеста, обвинив в одностороннем изменении внешних границ континентального шельфа.

Дело в том, что в декабре 2023 года Вашингтон вынес границы своего континентального шельфа за пределы оговоренных 200 морских миль от исходных линий, от которых отмеряется ширина территориального моря. Картографическая агрессия США затронула семь районов Мирового океана, а именно: в Арктике, Атлантике, Беринговом море, Тихом океане, два участка Мексиканского залива и у Марианских островов. Приращение континентального шельфа США составит около одного миллиона квадратных километров, преимущественно в Арктике и Беринговом море.

Произвол американцев не преследует никакой иной цели, кроме как получение стратегических, в первую очередь, экономических и коммерческих выгод. Между тем, как отметили в дипломатическом ведомстве России, эти районы, в соответствии с Конвенцией ООН по морскому праву 1982 года, провозглашены «общим наследием человечества».

Обеспокоенность по поводу того, что США могут не успеть закрепить свои преимущественные права на недра Арктики, прозвучали уже давно в статье «Нью-Йорк таймс», где гегемонистские устремления Вашингтона приписываются Москве и Пекину:


«По мере таяния полярных льдов Россия, которая уже является крупнейшей арктической державой, хочет сделать этот регион своей собственностью. В то же время у Китая есть собственные амбициозные планы по созданию там „Полярного Шёлкового пути“».


В реализуемой на практике администрацией Обамы-Клинтон-Байдена Национальной стратегии в арктическом регионе (National Strategy for the Arctic region) заложена не идея партнерства с уважением к интересам других сторон и готовностью искать компромиссы, а замысел объединиться с союзниками, чтобы «дружить против кого-то». В документе безо всяких обиняков эти «кто-то» названы: Китай, имеющий виды на прокладку в северных морях логистического маршрута, и Россия, уже давно и активно осваивающая русскую Арктику.

С целью вовлечения Оттавы в совместный военно-стратегический поход в Арктику Вашингтон смягчил свои стародавние возражения по поводу эксклюзивных прав Канады на эксплуатацию Северо-Западного прохода (Northwest Passage). Этот проход представляет собой морской маршрут через Северный Ледовитый океан вдоль побережья Северной Америки через Канадский Арктический архипелаг.

По свидетельству Роберта Хуберта, профессора в Университете Калгари, ведущего специалиста по арктическим спорам, на протяжении, как минимум, четырех десятков лет Британия, Германия, Франция, Бельгия, Япония, Сингапур и Россия (а ранее СССР) регулярно опротестовывали претензии Канады распоряжаться по своему усмотрению этим маршрутом. В августе 2022 года, принимая у себя генсека НАТО Йенса Столтенберга, премьер-министр Канады Джастин Трюдо категорически заявил: «Северо-Западный проход — это канадские внутренние воды, и точка» (The Northwest Passage is Canadian waters, period).

Заявлять можно, что угодно, но любые претензии на единоличное обладание и эксплуатацию какого-либо участка Мирового океана должны быть подкреплены аргументами.

Каким образом определяются границы континентального шельфа? Страна-член «Арктической пятерки» обращается с заявкой в специально созданную при Конвенции ООН по морскому праву структуру под названием Комиссия по границам континентального шельфа (КГКШ). Ее эксперты оценивают правомочность и обоснованность заявки.

Несмотря на то, что вердикт Комиссии не обладает «обязывающей силой», если ее доводы безукоризненны с научной точки зрения и принимаются странами Арктического региона, то делимитация границ становится де-факто общепринятой. На сегодняшний день с такой процедурой согласились и следуют ей Россия, Норвегия, Дания и Канада.

Пример России — другим наука. Минприроды провело анализ модели земной коры, что позволило установить: подводный хребет в Северном Ледовитом океане, названный в честь Ломоносова, является неотъемлемой частью прилегающего континентального шельфа Российской Федерации. В апреле 2019 году КГКШ признала геологическую принадлежность этой части территорий Арктики к продолжению континентального шельфа России.


«Несмотря на то, что основные пограничные вопросы разрешены, между Россией и США (а также между США и Канадой) существуют споры о правовом статусе Северного морского пути и Северо-Западного пути, а именно — об определении арктических проливов и расстановке прямых исходных линий», — объясняет тонкости и сложности взаимоотношений внутри «арктической пятерки» (Россия, США, Дания, Канада и Норвегия) Роман Жилин, руководитель Арктического сообщества.


«Данные разногласия, подчеркивает эксперт высокого уровня, [...] представляют особую важность, так как влияют как на режим судоходства, так и на определение границ территориального моря и исключительной экономической зоны (ИЭЗ)».

Разногласия неизменно сопутствуют и деятельности Арктического совета, межправительственного форума циркумполярных государств (создан в 1996 году) с миссией развивать сотрудничество в Арктике в сфере охраны окружающей среды и устойчивого развития региона. В марте 2022 года западные арктические государства инициировали политизированную и контрпродуктивную «временную заморозку» полноформатной деятельности Совета. Но даже в этих условиях Россия, в соответствии с принципом ротации раз в два года, продолжала ответственно выполнять функции председателя Совета.

В феврале 2024 года на фоне дальнейшей политизации деятельности этого органа Россия приостановила внесение ежегодных взносов в бюджет Арктического совета. Как разъяснили в российском МИДе, приостановка будет действовать «до возобновления практической работы в данном формате с участием всех стран-членов».

Возвращаясь к притязаниям США на приращение своего континентального шельфа на площадь, вдвое превышающую территорию Калифорнии, важно то, что Вашингтон и не думал оформить это в виде заявки в КГКШ и дождаться ее решения. Администрация Байдена попросту поставила остальные четыре страны-участницы соглашения о сотрудничестве в Арктике перед фактом своего рейдерского захвата. Ребекка Пинкус, директор Полярного института при Центре Уилсона в Вашингтоне, не стала скрывать истинные мотивы США:


«Это суверенитет США над морским дном, и поэтому идет ли речь о добыче полезных ископаемых на морском дне, или об аренде нефти и газа, или о кабелях, или о чем бы то ни было еще, США объявляют границы своего расширенного континентального шельфа (Extended Continental Shelf, ECS) и будут обладать суверенитетом над этими решениями».


Что за «полезные ископаемые на морском дне»? За Полярным кругом, по оценкам Геологической службы США, расположены месторождения углеводородов с запасами около 90 млрд баррелей нефти и 1670 триллионами кубических футов природного газа. В американском континентальном шельфе, отмечал Джеймс Краска, профессор международного морского права в Военном колледже ВМС США, можно добывать 50 различных минералов, включая литий и теллур, и 16 видов редкоземельных элементов.

Не стоит сбрасывать со счетов и другой фактор: Арктика прогревается в четыре раза быстрее, чем остальная часть земного шара, а это приведет к тому, что будет существенно облегчен не только доступ к районам залегания энергоресурсов и минералов, но и их транспортировка.

Госдепартамент США безо всяких стеснений утверждал, что решение о приращении континентального шельфа «связано с географией, а не с ресурсами». В этом случае уместно вспомнить афоризм экс-президента США Билла Клинтона:


«Если вам говорят, что дело вовсе не в деньгах, значит, речь идет о чужих деньгах».


Нужно учитывать как это объяснял замдиректора Национального института развития современной идеологии Игорь Шатров:


«Коль скоро американцы не подписали Конвенцию ООН по морскому праву, то их мнение, с точки зрения международного права, юридически ничтожно».


Едва ли это остановит потомков многоязычных североамериканских конкистадоров, которые в середине XIX века уполовинили Мексику, отняв в ходе войны территории, составляющие ныне американские штаты Техас, Калифорния, Невада, Юта, Нью-Мексико, Аризона, а также части Колорадо, Оклахомы и Канзаса. По заведенному пиратскому обычаю Соединенные Штаты всегда исходят из имперского принципа: «Что наше, то наше, а что ваше — это еще предстоит доказать».

Послесловие

На всякое действие, тем более агрессивное по своему характеру, найдется противодействие. В декабре 2023 года, как заявил депутат Государственной думы Николай Новичков, член комитета по развитию Арктики и Дальнего Востока, парламентарии приступили к изучению контрмер в ответ на активизацию недружественных государств, стремящихся использовать «историческое пространство российской Арктики в своих военных и экономических целях без согласования с Россией». Более того, в Госдуме не исключают денонсации Конвенции ООН по морскому праву в части, касающейся Арктики!