В Брюсселе бьются за украинский урожай

Евросоюз пересмотрел условия помощи Киеву

Захотели, в принципе, помочь союзнику, но тот засыпал европейские сельскохозяйственные рынки своей продукцией. Помощь заключалась в том, что ЕС разрешил Украине практически беспошлинно ввозить на свою территорию дары полей, и, естественно, пострадали собственные фермеры. Они упрекают украинцев в недобросовестной конкуренции, поэтому дело и дошло до Брюсселя.

Может даже не в количестве дело. Официально импорт, например, украинского куриного мяса во Францию вырос в прошлом году на 74%, но это лишь звучит угрожающе, поскольку украинская часть составляет менее 1% всего французского импорта птицы. Главное, что на Украине другие санитарные нормы производства, не такие дорогостоящие, как в Европе, или иная стоимость рабочей силы.


«Украинские куры — отличный пример всего, что произошло, — говорит Ян Неделек, директор Ассоциации производителей куриного мяса. — Французские фермеры обязаны соблюдать огромное количество нормативов, которых на Украине просто не существует. Их продукция в результате существенно дешевле французской, а покупатель на этикетки не смотрит. Он на ценники смотрит».


Это лишь один пример, но принцип распространяется практически на все виды продукции. В конце марта Европарламент и Еврокомиссия достигли принципиальной договоренности о введении потолка льготного налогообложения на украинскую птицу, яйца, сахар, кукурузу и овес. За точку отсчета берутся 2022 и 2023 годы. Весь объем продукции, превышающий средний показатель импорта за эти годы, будет облагаться таможенной пошлиной.

Это соглашение должно быть утверждено на пленарном заседании Европарламента в апреле. А это значит, что борьба за поправки еще продолжается. За бортом проекта оказались пшеница и ячмень. Франция при поддержке Польши и еще нескольких стран считают, что эти культуры абсолютно необходимо внести в список — таковы, в частности, требования французских фермеров, которые их депутаты, получается, не смогли отстоять. Только в январе в Евросоюз поступил 1 миллион тонн пшеницы — столько же, сколько за весь предыдущий год.

Пшеница стоит второй в списке самых доходных экспортных сельскохозяйственных культур Франции. Только она одна обеспечивает €10 млрд положительного сальдо внешнеторгового баланса.

Для того, чтобы проект прошел во время апрельского полосования в ЕП, необходимо собрать квалифицированное большинство — 15 стран, представляющих 65% населения Евросоюза.


«У нас есть минимальное количество голосов, чтобы заблокировать решение оставить пшеницу вне списка, — говорит французский министр сельского хозяйства Марк Фено. — Наши предложения достаточно сбалансированы, и я считаю, мы сможем найти точки соприкосновения».


Кроме того, французские евродепутаты настаивают на том, чтобы включить в референсные годы еще и 2021-й, поскольку в 2022-23 общий объем импорта вырос (только за период январь-сентябрь 2023-го на 11%) и уже стал значительным. Стало быть, мы отталкиваемся в расчётах от самого высокого показателя.

Министр сельского хозяйства Германии Джем Оздемир —категорически против включения в список пшеницы.


«Многие не понимают, что помогать Украине — значит не только поставлять ей снаряды, — говорит он. — Нельзя попадать в сети русской пропаганды, которая утверждает, что нынешнее падение цен на зерно произошло из-за украинского импорта в ЕС. Это не доказано».


Когда дебаты подошли к точке кипения, в Брюссель приехал министр сельского хозяйства Украины Николай Сольский.


«Мы разочарованы, — заявил он. — Украина восполнила дефицит сахара в Евросоюзе и не позволила ценам взлететь. Мы поставляем 1 процент всех яиц, 2% птицы — этого достаточно, чтобы прокормить украинских беженцев. А европейские запреты на пшеницу никак не повлияют на цену на зерно».


Сольский имел в виду курс пшеницы, устанавливаемый на Чикагской товарной бирже, где в последние три года действительно фиксировалось его падение из-за исключительных урожаев в Бразилии, Аргентине и США.

Однако, по подсчетам тех же брюссельских специалистов, если включить в список пшеницу и ячмень, да еще и учитывать при расчетах объемы 2021 года, Украина в нынешнем году не досчитается €1,2 млрд по сравнению с 2023 годом. Вот и все.

Пока что депутаты, ведомые французами и поляками, добились от Еврокомиссии обещания прибегнуть к «коррекционным мерам» в случае резких колебаний цен на зерновом рынке, «даже если это коснется только одного государства-члена ЕС». То есть в случае резкого роста закупок украинской пшеницы, Брюссель обязуется «включить защитные механизмы в течение 14 дней, а не 21-го, как это предусмотрено общим положением».

Больше всего за коллег отдувались и отдуваются польские фермеры, пытающиеся блокировать дороги из Украины в Европу. До Франции или Германии, к примеру, оттуда не так уж далеко. Завалить их рынки дешевой продукцией не составляет никакого труда. Во Франции к 2035 году может исчезнуть 275 тысяч сельскохозяйственных угодий. И вряд ли такие перспективы облегчат возможное вступление Киева в Евросоюз.