Поездка французского президента во Французскую Гвиану показалась «транзитной», а в Бразилию была больше похожа на романтический отдых, чем на государственный визит
«Вот приедет барин, барин скажет слово...». Последний раз «барин» — президент Эмманюэль Макрон — приезжал во Французскую Гвиану, заморский департамент Франции в Южной Америке, семь лет назад. «Я не Санта Клаус», — ответил он тогда на просьбу местных жителей о строительстве новой больницы, к тому же ошибочно назвав этот южноамериканский департамент «островом».
Французская Гвиана, крупнейший заморский департамент Франции, расположенный на северо-востоке Южной Америки, по размерам сравнимый с территорией Австрии или Португалии, с населением 300 000 человек, привлек внимание метрополии только в 2021 году, когда проголосовал на президентских выборах за лидера крайне правых Марин Ле Пен. Макрон тогда все равно победил, но осадок остался.
До этого проблемы бедности, высокого уровня безработицы, преступности, заброшенного образования и здравоохранения, слабой инфраструктуры, неэффективного сельского хозяйства и рыболовства, плохого транспортного сообщения никого во Франции особо не волновали.
Макрон заехал в Гвиану на пару дней по пути в соседнюю Бразилию, где у него были совсем другие интересы. На этот раз его заботило золотишко. В Гвиане ежегодно легально добывается порядка 8 тонн золота. Нелегально, по разным оценкам, от 10 до 15 тонн.
Золото, актив-убежище, которое во времена геополитических рисков имеет тенденцию к росту, по сравнению с прошлым годом прибавило в стоимости более чем на 10%, приблизившись к $70 за грамм. И правительство Франции не могло пустить на самотек нелегальную добычу этого драгметалла. Тем более, что в прошлом году, объявил Макрон, в Гвиане власти конфисковали всего лишь 35 кг.
Макрон пообещал, что изъятое золото теперь будет продаваться для возвращения средств на территорию, в частности, в рамках проектов, связанных с устранением последствий незаконной добычи.
По инсайдерской информации Макрон попытался провентилировать и вопрос отправки местных «аборигенов» на Украину — все-таки жаль и без того сократившееся число коренных белых французов. Судя по всему, найти понимание ему не удалось.
И местные власти не нашли у Макрона понимания в волнующем их вопросе расширения автономии. Еще в январе 2020 года во Французской Гвиане конгресс выборных должностных лиц проголосовал за автономию по образу и подобию Корсики в рамках особого статуса, называемого «sui generis» («единственный в своем роде»). Четыре года спустя, после трех заседаний местного Генерального совета и 26 заседаний Регионального совета, Париж так и не удосужился обсудить со своими гражданами новый статус в Конституции заморского департамента.
Президент Французской Гвианы Габриэль Сервиль «был в гневе», пишет французская Le Monde. В ходе визита Макрон так и не «связался с народом», не «выслушал избранных должностных лиц», особенно их призывы к реформе статуса территории, наобещал с три короба и, посетив космический центр Куру, укатил «наводить мосты» в Бразилию.
Габриэль Сервиль
Макрон в Бразилии «открывает новую страницу в двухсторонних отношениях», пишет Reuters, целью которой является перезагрузка стратегического партнерства, которое зашло в тупик при предыдущем правительстве Жаира Болсонару.
«Авантюра» Макрона убедить свои бывшие колонии на Черном континенте примириться с привилегированным присутствием Франции привела к тому, что его африканская стратегия разлетелась в клочья. А без Глобального Юга европейской державе при слабых природных богатствах и в условиях навязанной санкционной политики не выжить.
Главной целью Макрона стала попытка убедить президента Бразилии Луиса Инасиу Лула да Силву занять проамериканскую позицию в отношении войны на Украине. С некоторых пор Макрон стал одним из самых рьяных сторонников конфликта и отправки натовских солдат воевать на стороне Украины.
Лула же отвергает уже само вооружение Украины, утверждая, что стратегия США и ЕС подрывает перспективу решения конфликта путем переговоров. Такая позиция Бразилии в значительной степени находит отклик на Глобальном Юге.
Первый день визита Макрона пришелся на город Белем, где в 2025 году пройдет 30-я Конференции сторон Рамочной конвенции ООН по изменению климата (COP30). Бразилия и Франция запустили инвестиционную программу для защиты бразильских и гвианских тропических лесов Амазонки с привлечением 1 миллиарда евро частных и государственных средств в течение следующих четырех лет.
На следующий день президенты Эммануэль Макрон и Луис Лула да Силва на верфи Итагуаи, неподалеку от Рио-де-Жанейро приняли участие в церемонии спуска на воду построенной в партнерстве третьей дизельной подводной лодки стоимостью 10 миллиардов долларов.
Эмманюэль не был бы Макроном, если бы неуклюже, невзирая на то, что это крупнейшая экономика Латинской Америки, не вылез со своим «особым мнением». На этот раз на встрече с бразильскими бизнесменами в Сан-Паулу он назвал ожидаемое торговое соглашение между ЕС и южноамериканским блоком МЕРКОСУР «очень плохой сделкой», в которой отсутствуют надлежащие климатические соображения.
«Поскольку переговоры ведутся сегодня, это очень плохая сделка для вас и для нас. Переговоры по этому соглашению велись 20 лет назад. Это не то, чего мы хотим», — цитирует The Guardian президента Франции.
И, конечно, тем самым обидел бразильского коллегу, который всеми силами продвигает подписание договора МЕРКОСУР-ЕС.
Накануне президент Бразилии Луис Лула да Силва на встрече с испанским премьер-министром Педро Санчесом в Бразилиа заявил, что хоть «сегодня готов подписать соглашение между южноамериканским торговым блоком МЕРКОСУР и Европейским Союзом, несмотря на растущее противодействие со стороны Франции».
Не только соглашение с МЕРКОСУР блокирует Макрон. Он «подложил свинью» и бразильским фермерам, выступив против импорта бразильской говядины.
Бразильский экспорт во Францию включает такие продукты, как соевый шрот, сырые масла, нефтепродукты, целлюлоза и железная руда, мясо. Французская сторона импортирует в Бразилию двигатели, машинное оборудование, самолёты и вертолёты, промышленные товары.
По данным Центрального банка Бразилии, Франция является третьим по величине инвестором в Бразилии. В 2023 году торговый оборот между двумя странами составил 8,4 миллиарда долларов, при этом экспорт — 2,9 миллиарда долларов, а импорт — 5,5 миллиарда долларов.
Хотя оба правительства подписали на этот раз в общей сложности 23 новых соглашения в области политических, экономических, экологических и военных программ, президенты не смогли скрыть свои разногласия по таким вопросам, как разработка ядерного топлива для бразильской подводной лодки, затянувшиеся переговоры по соглашению о свободной торговле между МЕРКОСУР и ЕС.
Страны расходятся не только в вопросах торговли: Лула сохраняет нейтралитет в отношении российско-украинского конфликта, в то время как Макрон настаивает на том, чтобы западные страны выполнили свои милитаристские обязательства перед Украиной.
Кроме того, Лула называет военную кампанию Израиля в Газе геноцидом, что является заметным отклонением от позиции Франции и многих западных стран.
Особый шарм визиту Макрона придала «фотосессия», которая вызвала в интернете бурю восторга. На фотографиях Макрон и Лула, свидетельствует The Associated Press, «на прогулке по Амазонке и позируют под парящим навесом в белых рубашках». «Макрон с обожанием смотрит на Лулу, лица обоих лидеров освещает ласковое солнце». Француз нежно держит Лулу за руку и обнимает... Вообще объятий и рукопожатий было предостаточно, улыбок и селфи тоже.
Макрон и Лула
В последний день визита Лула во дворце Планалту, официальной рабочей резиденции президента Бразилии, вручил Эмманюэлю Макрону высшую награду Бразилии для иностранных граждан — орден Национального почетного Легиона степени офицера.
Бразильские социальные сети с удовольствием подхватили это дружелюбие, и пользователи опубликовали фотографии «дуэта», которые, по словам многих, больше похожи на романтический отдых, чем на государственный визит, пишет The Guardian.
«Это была свадьба, — пошутил Макрон в ответ. — Франция любит Бразилию, а Бразилия любит Францию!».
На прощание Лула подарил Макрону сыр пяти лучших бразильских сортов, чтобы «он мог сказать мне, что он о них думает», — написал бразильский лидер в сети X. Макрон не стал комментировать подарок.