COVID-19: несправедливое распределение вакцин в ЕС и «Спутник-V»

На фоне того, как более 15 государств, среди которых Германия, Франция, Италия, Испания, Португалия, приостановили использование вакцины британско-шведской компании AstraZeneca, новостные агентства и аналитические центры незаслуженно обошли стороной другую новость, представляющую, на наш взгляд, не менее важное значение.

16 марта главы Австрии, Чехии, Болгарии, Словении, Хорватии и Латвии подписали письмо, адресованное президенту Европейской комиссии Урсуле фон дер Ляйен и председателю Европейского совета Шарлю Мишелю. Суть сводится к тому, что лидеры крайне озабочены неравномерным распределением вакцин от COVID-19 между государствами-членами ЕС.

Согласно немецкой газете Süddeutsche Zeitung, подписанты письма подчеркивают, что несмотря на согласованную систему пропорционального распределения вакцин, ряд государств получает больше доз препарата, чем планировалось изначально. Само собой, за счет других стран.

При этом канцлер Австрии Себастьян Курц, так же подписавший обращение к лидерам ЕС, ранее и вовсе сравнил европейский рынок вакцин с «базаром».

В Süddeutsche Zeitung добавляют, что проблема возникла на фоне информации о том, что количество доз, поставляемых AstraZeneca, будет сокращаться. Причем, что важно, это сообщение появилось еще до новостей о потенциальной опасности британско-шведской вакцины.

Напомним, что после нескольких десятков случаев тромбозов у привитых граждан Евросоюза, в том числе и со смертельными исходами, более 15 стран приостановили использование этого препарата. Что интересно, в самой Швеции Управление здравоохранения также временно прекратило ее применение, в Британии таких мер, на момент написания данного материала, введено не было.

Но вернемся к распределению вакцин в ЕС.

В рамках существующих планов по закупкам, государства Союза уже разместили крупные заказы на AstraZeneca. В первую очередь – это менее экономически благополучные страны.

Согласно источникам аналитического центра IHS Global Insight , 55% вакцин COVID-19, распространяемых до сих пор в Болгарии, были от AstraZeneca, в Хорватии и Латвии эта доля составляет 40%, в то время как в Германии – всего 25%.

При этом, возвращаясь к заявлениям Курца о том, что европейский рынок вакцин напоминает базар, отметим, что комитет ЕС, работающий над распределением этих препаратов, возглавляет Клеменс Мартин. Он также входит в Федеральное министерство социальных дел, здравоохранения и защиты прав потребителей Австрии (BMSGPK). Но что важнее – он однопартиец австрийского канцлера, который пошел в данном случае наперекор своему «боссу» и заявил, что в ЕС процесс выделения вакцин прозрачен, а не наоборот. Думается, что подобные действия не встретят восторженных рукоплесканий со стороны австрийского канцлера.

Себастьян Курц, как сообщает другая немецкая газета Münchner Merkur, напротив, заявляет, что Дания и Нидерланды получили куда больше доз вакцины в пропорциональном соотношении с их населением, чем Болгария и Хорватия.

В самих Нидерландах подчеркивают, что придерживаются всех принятых соглашений, а также максимально используют свободу действий, предусмотренную механизмами ЕС, и скупают квоты, от которых отказались другие страны.

В Европейской комиссии Франс Тиммерманс, который, к слову, родом из Нидерландов, в ответ на обвинения признал, что были допущены ошибки в процессе заказа и распространения вакцин против COVID – 19, но добавил, что, по его мнению, вина лежит на отдельных государствах-членах, а не на наднациональных руководящих органах.

Аналитики Global Insight в свою очередь делают акцент на том, что, в соответствии с механизмом закупок и распределения ЕС, государства-члены должны получать равное количество доз вакцин на душу населения, хотя отдельные страны могли выбирать между получением конкретных вакцин.

В самой же Австрии обвинения Себастьяна Курца о непрозрачных сделках между богатыми странами ЕС частью наблюдателей воспринимаются в качестве попытки отвлечь внимание от не самого эффективного и медленного процесса вакцинации. Впрочем, дефицит поставок вакцин AstraZeneca, а также факт решения ряда стран приостановить использование британско-шведского препарата, безусловно, оказывают важное воздействие на разгоревшийся спор.

Подводя итог, отметим, что битва за вакцины от COVID -19 в мире продолжится до тех пор, пока коронавирус не будет побежден окончательно и бесповоротно. А это произойдет, по самым оптимистичным прогнозам, еще не скоро. И это в том случае, если болезнь не превратится в сезонную…

Тем не менее, в условиях, когда США приостанавливают импорт препарата от Pfizer в Европу, а вакцина AstraZeneca оказывается потенциально опасной, возникает рынок, на который могут и должны войти другие производители. Несомненно, это могут быть и китайские компании, однако, хотелось бы, чтобы российский «Спутник V », а также Российский фонд прямых инвестиций (РФПИ), продвигающий препарат Центра им. Гамалеи, сумел опередить конкурентов и занять большую часть мирового рынка вакцин, который на сегодня оценивается в боле, чем 100 миллиардов долларов.

Предпосылки для этого – уже есть.

Ряд государства Европейского Союза намерены купить или уже договорились о поставках «Спутник V », в том числе – Венгрия, Словакия. Помимо этого, подписано соглашение о производстве российского препарата с Италией, а ведутся переговоры – с Испанией, Францией и Германией. И это только в Европе.

Более того, как сообщило агентство Reuters со ссылкой на свои собственные источники в политических и дипломатических кругах Евросоюза, российскую вакцину «Спутник V» официально запросили в ЕС и ее одобрение может произойти уже в мае.

Впрочем, смогут ли российские производители «пододвинуть» других производителей вакцин от COVID -19 в условиях значительного экономического, санкционного давления на Россию, будет видно уже в ближайшем будущем.

Фото: cosepercrescere.it