Почему американских политиков и военных так пугает мифический «космический ядерный аргумент» России?
Директор национальной разведки Эврил Хейнс заявила: США обеспокоены тем, что Россия якобы может нарушить запрет на применение стратегически дестабилизирующего оружия.
«Москва поставила под угрозу давние глобальные нормы, запрещающие использование ассиметричного или стратегически дестабилизирующего оружия, в том числе в космосе и в киберпространстве», — отметила Хейнс.
Просочились данные, пока неподтвержденные, что президент Джо Байден отдал распоряжение соответствующим службам вступить в прямой диалог с Москвой по поводу предполагаемой разработки опасного оружия.
Появились также утечки, что Штаты намерены внести в Совбез ООН резолюцию против размещения ядерного оружия на орбите. Она основывается на подтверждении обязательств стран по «Договору о космосе» (полное название — «Договор о принципах деятельности государств по исследованию и использованию космического пространства, включая Луну и другие небесные тела»). Его приняли США, Великобритания и Советский Союз 27 января 1967 года. Около 100 стран присоединились, еще около 30 подписали, но не ратифицировали. Среди принципов, закрепленных в нем, — запрет на размещение ядерного оружия или любого другого оружия массового уничтожения на орбите Земли, установку его на Луне или любом другом небесном теле или на станции в космическом пространстве. Договор исключает использование Луны и других небесных тел для испытания любого рода оружия, проведения военных маневров или создания военных баз, сооружений и укреплений.
Понятное дело, что этот документ, принятый 57 лет назад в период острого противостояния политических систем, требует доработки и уточнения. На этом настаивают Россия и поддерживающий ее Китай. С 2008 года на переговорах по разоружению в Женеве российская делегация пытается продвинуть тему принятия нового международного соглашения. В сентябре 2017-го Москва и Пекин представили обновленный проект договора о предотвращении размещения оружия в космосе. Но США блокировали эту инициативу, как, впрочем, и все предыдущие.
У заокеанских деятелей на этот счет есть свои резоны. Дело в том, что Штаты достаточно давно на порядок опередили нас в количестве и качестве спутников. У американцев на орбите тысячи аппаратов, у нас — пара сотен. Естественно, Вашингтон не хотел бы лишиться своего превосходства на орбите. Немудрено, что янки засуетились.
Власти США в авральном порядке проинформировали не только Конгресс, но и союзников в Европе о новых разведданных по поводу военных возможностей России, которые якобы связаны с попытками разместить в космосе ядерное оружие.
В российском сегменте Интернета начали гадать, что стоит за американскими намеками на российский «космический ядерный аргумент». Сошлись, что речь, скорее всего, идет о разработках в области космических ядерных энергоустановок. Тема не новая. И совсем не секретная. Еще в 2022 году появились официальные сообщения о так называемом «ядерном буксире» или, по-научному, — о транспортно-энергетическом модуле «Зевс». ТЭМ создается как транспортное средство для решения большого спектра задач, в том числе для доставки грузов на орбиту Луны, геостационарную орбиту, траектории к планетам Солнечной системы (как к Марсу, так и далее), а также для борьбы с космическим мусором. Работы по проекту стартовали в 2009 году. Объявлено, что первая миссия буксира состоится в 2030-м, а его задачей станет поиск жизни на спутниках Юпитера.
Американцы, видимо, поспешили отнести свои спутники к «мусору», с которым планируется разбираться с помощью «Зевса»...
Но вернемся к подобным космическим проектам, которые теоретически могут навредить военным спутникам США. Можно предположить, что ТЭМы будут вооружены мощнейшими широкополосными подавителями связи, излучателями ЭМИ (электромагнитного импульса), лазерами и даже ядерными минами.
Ученые тем временем объяснили, что произойдет, если в космосе произвести ядерный взрыв. Разрушительный эффект будет не таким, как на планете. Его главное убойная сила — ударная волна и тепловое воздействие. Ударная волна в вакууме отсутствует. Нечем ударять. Тепло тоже нечем переносить в безвоздушном пространстве.
То, что может навредить, — это ЭМИ. Сейчас электромагнитные импульсы мы регулярно получаем, но исключительно — от Солнца, в виде электромагнитных бурь. Страдают люди, электроника. Если же искусственный ЭМИ будет сгенерирован на орбите, то тогда на расстоянии примерно в тысячу километров вся аппаратура спутников, которые находятся на таком удалении, выйдет из строя. Причем не только на американских, но и всех других, попавших под горячую руку. Избирательность в этом вопросе пока не придумана.
Так что паника за океаном — это просто информационный блеф. Цель понятна: во всем, дескать, виноваты агрессивные и коварные русские. Поэтому необходимо выделять больше денег на военные нужды. И в том числе подстегнуть свой собственный ВПК на разработку перспективных систем космического оружия.
Пентагон, кстати, уже объявил об изменении подхода к формированию своей спутниковой армады.
«Долгое время мы запускали <...> спутники размером со школьные автобусы, на покупку и постройку которых уходили десятилетия, а на запуск — годы. Но теперь США переходят <...> к небольшим, устойчивым и недорогим спутникам, которые могут отправляться на орбиту почти еженедельно», — заявила замминистра обороны Кэтлин Хикс.
Ожидается, что к концу десятилетия военные будут иметь около тысячи новых малогабаритных аппаратов на низкой околоземной орбите.
Напомним, что Москва последовательно выступает за мирный космос.
«Этот вопрос касается шума, который поднимается в последнее время на Западе, в том числе в Соединенных Штатах, по поводу размещения ядерного оружия в космосе. Наша позиция ясна и прозрачна: мы категорически всегда были против и сейчас против размещения ядерного оружия в космосе», — сказал президент РФ Владимир Путин на встрече с министром обороны Сергеем Шойгу.
Во время своего послания Федеральному собранию глава государства назвал «вбросами» подобные заявления англосаксов. Их цель, по его мнению, — втягивание России в переговоры на своих условиях, которые выгодны исключительно США.