Послеполетный разбор деталей массированного ракетного удара Ирана по военным целям в Израиле в ночь на 14 апреля позволяет укрепиться во мнении, что в Тегеране разыграли этот раунд противоборства с экзистенциальным противником с ювелирной тщательностью
Как бы ни огорчались некоторые отечественные блогеры — атака, мол, «не оправдала ожидания», — на военно-стратегической и пропагандистско-психологической шахматных досках этой одновременной большой игры именно Иран добился однозначного преимущества.
Этот не вполне явный тактический успех Тегерана аукнется и уже аукается в Вашингтоне. Почему?
Целями возмездия Тегеран выбрал не дипломатические миссии, не больницы или школы, не жилые кварталы. Как следствие, жертв среди мирного населения нет.
Одна из ключевых причин состоит в том, что руководство Исламской республики Иран (ИРИ), по сведениям «Нью-Йорк таймс», «сообщило о нападении заблаговременно, публично и в частном порядке». В прессе мелькнула даже такая деталь: якобы «заблаговременно» означает, что сигнал был послан за три дня (!) до того, как Иран запустил по целям на территории Израиля 185 БПЛА, 36 крылатых ракет и 110 ракет класса «земля-земля».
Дроны, по неподтвержденным данным, летели неспешно, как на киноэкране при замедленной съемке, словно у них и не было в полетном задании указано, что цели необходимо поразить. Израильские военные, видимо, с полным основанием оповестили, что 99% летающих боеприпасов были сбиты (другие источники утверждают — 83%), что в любом случае свело ущерб к минимуму.
В отсутствии фактора внезапности проявила себя система тактической ПВО «Железный купол». Немалый вклад внесли и союзники. Иордания поразила часть беспилотников над своей территории, сославшись на право на самооборону. Истребители американских ВВС ликвидировали 70 дронов. Два боевых корабля американских ВМС уничтожили от четырех до шести баллистических ракет. Еще одну ракету перехватил на подлете в небе Ирака американский зенитно-ракетный комплекс «Пэтриот».
Как считает Саймон Ципис, израильский эксперт по международным отношениям и национальной безопасности, «действия Тегерана в большей степени носили символический характер».
Не потому ли в Тегеране нимало не расстроились скромным результатом удара возмездия? Глава генштаба ВС Ирана заявил, что целью операции «Правдивое обещание» были информационный центр, предоставивший сведения о совещании иранских военных в консульстве в Дамаске, а также израильская авиабаза «Неватим». Иранские военные считают, что приказ они выполнили и потому продолжения ожидать не следует, если только их не спровоцируют.
Министр иностранных дел Ирана Хоссейн Амир Абдоллахиан в не менее недвусмысленной форме подтвердил, что Тегеран «не намерен продолжать оборонительные операции, но в случае необходимости он без колебаний защитит свои законные интересы от любой новой агрессии».
С учетом состоявшегося ликования уличных манифестантов в иранских городах — после обмена ударами, чисто формально, счет стал равным.
Ни США, ни их европейские союзники по блоку НАТО не готовы к перерастанию конфликта между Израилем и Ираном в полноформатную региональную войну. В качестве дополнительного рычага давления на кабинет Биньямина (Биби) Нетаньяху Белый дом подключил лидеров «семерки». В совместном заявлении они высказали опасение, что существует угроза «неконтролируемой эскалации в регионе». «Семерка» считает: «Этого необходимо избежать».
Предметом понятного беспокойства США, в целом западных стран и примкнувшей к ним Японии, стал факт демонстративного непослушания двух стран региона — Катара и Кувейта. Оба зажиточных нефте- и газодолларовых эмирата запретили американским истребителям использовать авиабазы на их территориях. Пентагон разместил свои боевые самолеты на авиабазах Али Аль-Салем и Ахмед Аль-Джабер в Кувейте, а также на авиабазе Аль-Удейд в Катаре.
Оба государства на побережье Персидского залива граничат с Ираном и потому занимают нейтральную позицию, чтобы случайно не оказаться вовлеченным в крупную региональную войну. Вряд ли они могли бы себе позволить лет 30 назад наложить, по сути, вето на использование Соединенными Штатами их территории в качестве аэродромов подскока и баз снабжения. Времена уже не те, меняется расклад и соотношение сил, с Ираном предпочитают дружить, а не ссориться.
Много догадок и домыслов вызвало срочное совещание в воскресенье 14 апреля израильского военного кабинета. Единогласия, судя по инсайдерской информации, достигнуть не удалось. Глава оборонного ведомства Бенни Ганц считал, что Иран должен заплатить, но только «таким образом и в то время, которые нас устраивают». Министр национальной безопасности Итамар Бен-Гвир, считающийся ультра-правым политиком, требовал действовать жестко и немедленно.
Последнее слово останется за премьер-министром Нетаньяху, которому сразу после авианалета позвонил президент Байден. С одной стороны, 81-летний номинант от демократов на переизбрание заверил в «железной приверженности» (ironclad commitment) США сбережению Израиля в том виде, в каком он существует, но, с другой стороны, призвал «тщательно и стратегически обдумать» риски эскалации в противоборстве с Ираном. Байден ясно дал понять, что США не пошлют своих морских пехотинцев на помощь ЦАХАЛ.
Таким образом, главенствующим мотивом при стратегическом планировании вероятного второго раунда конфликта с Ираном для кабинета Нетаньяху становится синхронизация его дальнейших действий с... ходом предвыборной кампании в США.
Все дело в том, что Иран предупредил США о своих следующих ответных мерах, если одноразовым обменом авиаударами дело не ограничится и Израиль решится на эскалацию конфликта. Тогда персы будут бить по американским военнослужащим, расквартированным в регионе.
Меньше всего верховному главнокомандующему Байдену, желающему в ноябре переизбраться на второй срок, нужны новостные сводки о гибели американских граждан в униформе в заморских землях.
Обострились словесные стычки на Капитолии между сторонниками безоговорочной поддержки Израиля со стороны США, несмотря на страшный мартиролог бомбардировок сектора Газы (32 тысячи палестинцев погибли, из них 13 тысяч —дети), и поборниками немедленного прекращения огня и масштабной гуманитарной помощи.
Опрос, проведенный CBS News/YouGov на прошлой неделе, показал: доля американцев, считающих, что Байдену следует призвать Нетаньяху прекратить военные действия в секторе Газа, выросло с февраля с 31% до 37%. При этом (опрос проводился до воскресной атаки иранцев) в случае нападения персов на израильтян 74% заявили, что США нужно поддержать Израиль, но не предпринимать никаких действий, то есть не вмешиваться.
Одним из побочных эффектов инстинктивного отторжения частью электората идеи платить за заморские военные авантюры, не приносящие очевидные дивиденды, стало почти совпавшее с иранской «ответкой» заявление двух сенаторов-республиканцев, Джей Ди Вэнса от штата Огайо и Майка Ли от штата Юты. Оба сенатора против наращивания ежегодного производства снарядов для Украины до 1,2 млн к концу 2025 года, как планирует Пентагон, потому как киевскому режиму требуется не менее 4-7 млн в год.
Это пустая трата денег, считают сенаторы Джей Ди Вэнс и Майк Ли, которые, по кулуарным слухам, могут получить видные посты в администрации США в случае победы Трампа. Показательно, что в феврале они участвовали в форуме X Spaces, где Илон Маск, все чаще делающий политические заявления, сказал: Россия «ни за что на свете» не может проиграть конфликт на Украине.
Наказ этой категории стихийных «изоляционистов», видимо, уставших от того, что след американского вмешательства в дела других стран и народов не становится короче, прост: нужно заняться наведением порядка в собственном доме. И тогда избиратели вольно или невольно попадают в сети трамповского агитационного лозунга «Сделаем Америку снова великой» (Make America Great Again).
Следующий логический шаг: они могут проголосовать за фаворита президентской гонки — за Трампа и тем самым сильно огорчить Байдена.
Нет сомнения, что предвыборной кампании «Сонного Джо», который четыре дня из десяти проводит на пляже рядом со своим домом в штате Делавэр для восстановления здоровья и душевного равновесия, требуется мощнейший допинг. Такой ударной возгонкой его имиджа и рейтинга может стать распиаренная репутация миротворца. Придется согласиться с блоггером под ником «С берегов Гудзона:
«Если Байден действительно вынудил Нетаньяху воздержаться (или так будет объявлено), то это будет пока самый сильный ход предвыборной кампании президента. Левым критикам покажут, что Байден держит Израиль в узде, правым, что Байден — друг Израиля, раз его сам Биби слушается».
В ближайшее время станет понятно, в какой мере Израиль по отношению к США остается «хвостом, виляющим собакой», а в какой степени находится в зависимости от первейшего донора и опекуна.