Вся прошлая неделя прошла под знаком обострения ситуации в сопредельном и важном для России государстве — Грузии. Так что это было и что последует дальше?
Очередной всплеск активности оппозиции, вылившийся в уличные протесты, вызвал закон «О прозрачности иностранного влияния», проще говоря, об иноагентах. Еще до обсуждения в парламенте и в его ходе прозападная оппозиция и ее кураторы демонстрировали истеричную реакцию. Закон называли «российским», заявляя, что он якобы превратит грузин в «рабов» олигарха Бидзины Иванишвили, основателя правящей партии «Грузинская мечта». В европейских верхах его охарактеризовали как антидемократичный и потребовали отказаться от рассмотрения. Президент Грузии Саломе Зурабишвили заранее заявила, что наложит на него вето.
Однако, в отличие от прошлого года, когда была предпринята первая попытка принятия законопроекта, ныне правящая партия «Грузинская мечта» не сняла документ с голосования, на этот раз парламент принял его в первом чтении 83 голосами провластных депутатов. Оппозиция голосовать отказалась и устроила провокацию. Лидер фракции «Граждане» Алеко Элиасашвили подбежал к трибуне и ударил в висок представлявшего законопроект исполнительного секретаря «Грузинской мечты» Мамуку Мдинарадзе. К драке подключились другие депутаты.
Далее оппозиция продолжила биться в истерике уже на улицах Тбилиси. Во время массовых выступлений, местами перераставших в побоища с полицией, были задержаны свыше 40 наиболее активных бузотеров. Как сообщили постфактум грузинские компетентные органы, в планах митингующих был как минимум захват здания парламента, а также установка палаточного лагеря в центре города. И тут грузинская власть проявила твердость, довольно эффективно подавив выходящие за рамки закона протесты.
Провластные обозреватели объясняют это тем, что «закон об иноагентах» позволит в определенной мере регулировать влияние внешних сил и избежать втягивание Грузии в антироссийскую компанию, а может быть и войну.
Премьер-министр Грузии Ираклий Кобахидзе заявил, что закон соответствует европейскому демократическому стандарту, аналогичный, еще более жесткий документ есть в США. «Законопроект является грузинским, поскольку защищает главный принцип нашей государственности — национальный суверенитет. Если мы не защитим суверенитет, с нами произойдет то, что случилось с Украиной», — объяснил он.
В Москве позитивно оценили грузинский законопроект.
«Любая страна, если хочет стать суверенным государством, где народ имеет право самостоятельно определять свое будущее, обязана принять закон об иностранных агентах, суть которого заключается в запрете вмешательства извне во внутренние дела», — заявил спикер Госдумы Вячеслав Володин.
А замглавы Совбеза России Дмитрий Медведев увидел в уличных беспорядках в Тбилиси заокеанскую режиссуру: «Тот, кто назовет подобные акции стихийными протестами, пусть первый бросит камень в собственное зеркало. За всеми этими митингами видна опытная и хорошо знакомая голливудская рука».
И с этим трудно не согласиться. С несколькими оговорками. Сценарий касается не только лишь текущего момента, а простирается куда дальше и глубже. Не было бы законопроекта об иноагентах, был бы найден другой повод для протестных акций. И эти поводы безусловно будут еще найдены. А промежуточная цель — не позволить нормально провести парламентские и президентские выборы, на которых прозападная оппозиция, скорее всего, не добьется нужного результата. Даже по американским оценкам, в рейтинге предпочтений избирателей лидирует «Грузинская мечта». А с учетом выборов президента через парламент им может стать ее отец-основатель Бидзина Иванишвили. Поэтому надо бы смешать фигуры на доске, устроив майдан или что-то в таком духе. А для этого требуются рычаги влияния или даже управления ситуацией, которые предоставляет работа иностранных фондов и НПО. Кстати, когда в прошлом году грузинская власть согласилась снять с обсуждения законопроект об иноагентах, условием было прекращение работы в Грузии «Национального фонда демократии» (NED) и «Европейского фонда за демократию» (EED), которые финансируют в Грузии деятельность НПО. Но Запад отказался это делать. Как отказались послы западных стран и от предложения премьера Грузии Ираклий Кобахидзе обсудить законопроект в прямом эфире.
«Конечно, за нынешним обострением в Грузии стоит Запад, — считает старший научный сотрудник Центра Евразийских исследований МИД России, кандидат политических наук Дмитрий Медоев. — Позиция американской стороны, которую неоднократно доводили до высшего политического руководства Грузии представители Государственного департамента и послы США в Тбилиси, сводится к тому, что Вашингтон ни при каких обстоятельствах не допустит „перехода Грузии под контроль России“, а также восстановления в полном объеме российско-грузинских отношений. При этом американцы делают особый акцент на недопустимости реализации любых инициатив грузинского правительства, направленных на окончательное мирное разрешение грузино-осетинского и грузино-абхазского конфликтов, подписания документа о неприменении силы, а также создания какого-либо переговорного формата без участия США, ЕС и международных организаций.
С целью срыва прогресса в данном вопросе западные партнеры Грузии демонстрируют решимость пойти на различного рода провокации на линии грузино-югоосетинской и грузино-абхазской границ. Также реализуются различные мероприятия по финансированию радикальной оппозиции и дискредитации представителей „Грузинской мечты“ в грузинских и иностранных СМИ.
Не являются большим секретом и планы посольств США и Великобритании в Грузии по искусственному созданию в стране летом-осенью 2024 года предпосылок для проведения массовых акций гражданского неповиновения с целью неконституционной смены власти, не дожидаясь осенних выборов в парламент. То, что было на прошлой неделе, можно назвать одной из попыток или, скорее, репетиций предстоящих баталий. Будет еще рассмотрение законопроекта „Об иностранном влиянии“ во втором и третьем чтении».
Медоев согласен с мнением грузинских политологов, которые считают, что поводом к дальнейшему обострению может также стать попытка силового освобождения бывшего президента Грузии Саакашвили из клиники «Вивамеди», находящегося там под стражей и наблюдением врачей. Помешать этим планам способно начатое парламентское расследование деятельности Саакашвили, которая привела к развязыванию войны 2008 года и потери территорий.
На Западе опасаются утраты влияния в Грузии и, кажется, готовы к более решительным действиям. Так что Тбилиси ждет жаркое лето.