Куда повернет Сунак?

После поражения на местных выборах консервативная партия Британии оказалась в сложном положении

Только на выборах мэра столицы действующий лейборист-градоначальник нанес сокрушительное поражение и впервые в истории вышел на третий срок с серьезным преимуществом в 275 тысяч голосов. На остальной территории дела не лучше.

В консервативной партии тут же образовалось крыло, как их назвали, «повстанцев», но на самом деле они сложили оружие, не оправдав высокого звания. Штыков у них 500, и они считают, что премьеру следует признать: шансов сохранить власть на всеобщих выборах этой осенью у партии нет.

Но это как еще посмотреть и посчитать. Лейбористы тоже потеряли несколько важных округов — например, Блэкберн или Олдем, где за них исторически голосовали в основном мусульманские избиратели, произошло это из-за про-израильской позиции депутатов-лейбористов по Газе.

Известный эксперт по опросам Майкл Трэшер утверждает, что если спроецировать результаты в национальном масштабе, то на самом деле после местных выборов лейбористы опережают тори только на 9 процентов. Это меньше, чем отрыв у Кэмерона в 2009 году и у Блэра в 1997-ом.

А многие общественные деятели полагают, что не стоит падать в обморок от результатов.


«Честно говоря, мы решили не привлекать особого внимания к результатам, — заявляет профессор, психолог Джон Кертис, — отчасти потому, что это не самая надежная информация для анализа».


Имеется в виду следующее. Да, консерваторы потеряли более 470 мест в муниципальных советах, но это не значит, что все они отошли к лейбористам. Те набрали 185, и теперь у них 513, но кроме них продвинулись либерал-демократы, и «зеленые».

Тут же возникла теория «подвешенного парламента». Хотя Бен Пейдж, исполнительный директор Ipsos Mori, агентства исследования рынков, скептически относится к этой идее и считает, что «это все для птиц».

Премьер, однако, несколько раз дал понять, что, возможно, ни одна отдельная партия не будет иметь большинство после всеобщих выборов — то есть он впервые признал, что тори, опять же возможно, и не одержат полную победу.


«Независимый анализ показывает, что хотя, безусловно, это печальные для нас результаты, итог всеобщих выборов не предрешен, — заявил он. — Ситуация несколько иная, чем предсказывают некоторые опросы. Поэтому я абсолютно полон решимости бороться за то, во что я верю, и за будущее страны, которое я хочу построить».


В ближайшее время должны последовать несколько серьезных объявлений, которые призваны продемонстрировать гражданам, что страна добилась результатов по главным направлениям — экономика и миграция. В экономический сфере, скорее всего, будет заявлено, что Великобритания окончательно вышла из рецессии и ее экономика, как говорят, «повернула за угол».

Сейчас в штабе консерваторов идут споры о том, разворачиваться ли Сунаку к центру или вправо. Есть довольно большая группа депутатов, которая призывает все же отойти на более выгодные, как они считают, центристские позиции. Лейбористы и либерал-демократы, по их мнению, являются главными соперниками тори, особенно в «маргинальных» округах, где люди еще верят в левое будущее.

Такую тактику избрал Дэвид Кэмерон в 2015 году. Он проводил серьезные реформы в области жилья и налогообложения с одной стороны и обещал проведение референдума за выход из ЕС правым избирателям. В итоге это сыграло на руку евросекептикам, Партии независимости UKIP, нынешней Reform UK. Тогда она впервые добилась внушительных результатов, а главное, оттянула голоса у лейбористов.

Вот эту тактику и призывают принять сейчас «центростремительные» консерваторы. Но признаков того, что Сунак намерен развернуться к центру, весьма мало.

Другое крыло так не считает. Одна из его лидеров, бывший министр внутренних дел Суэлла Браверман опубликовала колонку в The Daily Telegraph, основной смысл которой — «план Сунака не работает».

Необходимо дальнейшее снижение налогов, которое подхлестнет потребление. Более жесткая политика ограничения нелегальной миграции и поощрение легальной. Обещание выйти из Европейской конвенции по правам человека. Таким образом, резкий разворот вправо поможет «отжать» голоса у Reform UK. То есть они считают, что Reform UK отбирает голоса не у лейбористов, а как раз у тори.

В принципе, Сунак и собирался проводить более-менее аналогичную политику. Его план предполагает как раз снижение налогов и отправку мигрантов-соискателей в Руанду.

Возможно, и будущее самого Сунака на должности премьер-министра висело на волоске, если бы тори проиграли пост мэра в важном округе Тис-Вэлли. В этом случае немалая часть консерваторов готова была организовать фронду и потребовать смены лидера партии. Но та же Браверман в своей статье отметила, что сейчас это не было бы разумным.

А вдобавок в британских газетах появились сообщения, что команда Бориса Джонсона ведет консультации о его возможном возвращении в политику. Хватит ли у Сунака таблеток от головной боли?