Африка подустала от тяжелого американского акцента

Появление скромной по численности команды российских военных инструкторов на авиабазе номер 101 рядом с международным аэропортом имени Диори Хамани близ столицы Нигера города Ниамея произвело эффект разорвавшейся медийной бомбы

Причина проста. Здесь с 2018 года квартировали американские солдаты, приглашенные властями для мониторинга и противодействия, а желательно — искоренения угрозы, исходящей от местных исламистских радикалов.

Похвастаться успехами на поприще антитеррора Пентагону не удалось. Правительство Нигера, оценив низкий КПД этой договоренности с США, попросило звездно-полосатых ландскнехтов покинуть свою суверенную территорию. В Вашингтоне предприняли энергичные меры, включая уговоры на дипломатическом уровне, но новые власти не сменили свое разочарование на милость.

Стоит напомнить, что в результате военного переворота 26 июля 2023 года был свергнут прозападный правитель Мохамед Базум, сформирован Национальный совет по защите родины во главе с командующим президентской гвардии Абудурахманом Тчиани.

Важнейшим объектом, предоставленным в пользование американцам, была военно-воздушная база номер 201 в городе Агадес. С ее взлетно-посадочной полосы взлетали тяжелые беспилотники MQ-9 Reaper. Из этой точки с помощью БПЛА можно контролировать обширные регионы зоны Сахеля. Потеря такого стратегического объекта невосполнима.

Вместо американцев для борьбы с фанатичными джихадистами Ниамея пригласила русских. Не в последнюю очередь, видимо, откликаясь тем самым на стихийно распространившийся по Африке эпос о могуществе российских военных.

Министерство обороны России еще 11 апреля официально объявило об откомандировании в Нигер 100 инструкторов и оборудования для обучения местных коллег искусству антитеррористического противодействия.

Можно не сомневаться, что в Пентагоне не слишком обрадовались сворачиванию своего присутствия в Нигере. Глава Пентагона Ллойд Остин счел нужным развеять опасения, что Третья мировая война может начаться с кулачной стычки между русскими и американскими бойцами в африканской стране, которую девять из десяти его соотечественников явно затруднятся найти на карте. Остин громко оповестил всех, что «русские находятся в отдельном комплексе и не имеют доступа к силам США или доступа к нашему оборудованию».

Речь идет о высокотехнологичных видах оборудования, завезенных американцами на свою базу в Агадесе и, скорее всего, о самих беспилотниках MQ-9 Reaper, что кружатся в небе над украинским ТВД.

Пресс-секретарь президента России Дмитрий Песков прокомментировал возникший ажиотаж прессы по этому поводу предельно сдержанно:

Россия «развивает отношения во всех областях, в том числе оборонной, с различными африканскими государствами».

Обозреватель телеканала и онлайн издания «Царьград» Сергей Латышев предлагает не впадать в эйфорию по поводу захода первых подразделений «Африканского корпуса» в Нигер. По его мнению, «то, что наши военные «подвинули» американцев на их же базе в Нигере, новые власти которого указали им на дверь, то есть, давайте говорить прямо, «отжали» её часть у скучавших на ней шесть лет американских военных — это хорошая новость. Щелчки по носу обычно помогают увидеть мир в правильном свете. Американцы думали в своё время расположиться в Севастополе, но в 2014 году случился «облом».

При этом политолог считает, что «мы не должны никому — в том числе и самим себе — внушать ложных надежд в Африке, нам не нужно становиться частью местных интриг, вендетт. Относясь ко всем достойным того с уважением, следует проявлять лояльность к законным местным властям, но при этом и чётко преследовать свои интересы».


«Потеря базы в Нигере — сильный удар, но не повод для США менять всю стратегию присутствия в регионе. Это повод ее откорректировать, — резонно полагает обозреватель деловой газеты «Взгляд» Евгений Крутиков и солидарно с Сергеем Латышевым предупреждает об опасности самообольщения: «В конце концов, в регионе пока еще достаточно стран, которые будут готовы с радостью принять и американские базы, и военный контингент. Есть даже примерный список. Пентагоном ранее озвучивались планы про размещению американских баз и войск в Кот-д’Ивуаре, Бенине и Гане».


Тем не менее, «щелчок по носу» оказался болезненным, и не только для самолюбия. Как заявил агентству Рейтер высокопоставленный представитель министерства обороны США, «ситуация не очень хорошая, но в краткосрочной перспективе управляемая».

На сайте организации «Черный альянс за мир» (The Black Alliance for Peace) утверждается не без основания, что АФРИКОМ — Африканское командование Соединенных Штатов (AFRICOM), штабная структура в системе Пентагона, созданная 1 октября 2008 года, предназначено для того, чтобы «использовать военную мощь США для установления контроля над африканскими землями, ресурсами и рабочей силой для удовлетворения потребностей американских многонациональных корпораций и богатых людей в Соединенных Штатах».

Большинство стран Африки не признали своим партнером АФРИКОМ, подчеркивают авторы этого сайта. Но после бомбардировок Ливии, учиненных США и НАТО, которые «привели к разрушению этой страны и убийству ее лидера Муаммара Каддафи в 2011 году, коррумпированные африканские лидеры начали разрешать военным АФРИКОМ действовать в своих странах». Следствием стало развертывание 46 различных американских военных баз на континенте.

Результативность программ военного сотрудничества США и африканских страны более чем сомнительна, утверждает Брэд Пирс из Либертарианского института. Он приводит в качестве аргумента тот факт, что обученный американскими инструкторами местный офицерский корпус чаще всего участвует «в свержении тех самых правительств, которые он призван поддерживать».

По состоянию на август 2023 года, если вести отсчет с 2008 года, прошедшие военную подготовку по стандартам армии США местные военные совершили по меньшей мере 12 государственных переворотов. Заключительный вывод Брэда Пирса:


«Нигде в Африке присутствие американских войск не достигло своих целей».


Если оставить за скобками наивные рассуждения либертарианского автора, будто бы целью США в Африке является приобщение туземцев к ценностям западной демократии и уважению к правам человека, то в сухом остатке будет признание: прошли времена британской «дипломатии канонерок», а сейчас уходит эпоха более поздней практики торгово-финансового удушения бывших рабов.

Не нужно закрывать глаза на внутренние проблемы африканских социумов. Они включают вождизм, трайбализм (вспомним хотя бы чудовищную резню народа тутси их соседями хуту), малограмотность политического класса, недоразвитость общественных институтов и много каких еще напастей.

Но очевидно, что 46 военных баз США не могут служить средством медикаментозного лечения этих застарелых болезней. Напротив, акты вооруженного вмешательства США в дела Африки приводили только к драматическому ухудшению как в сфере безопасности, так и благосостояния полутора миллиардов жителей континента.

Наглядным примером служит коллективный погром далеко не бедствовавшей Ливии странами НАТО во главе с США, которые «управляли из-за спины» (leading from behind) британцами и французами. По признанию Эрика Принса, бывшего спецназовца из «морских котиков», основателя ЧВК Blackwater, «после разрушения Ливии вспыхнули длившиеся десятилетиями мятежи. Разграбление огромных ливийских государственных арсеналов после свержения Каддафи наводнило регион оружием».

Титулованный «джентльмен удачи» Принс сожалеет, что его ЧВК не позволили разрешить конфликт в Центрально-Африканской республике (ЦАР), где отряды ополченцев «Антибалака», состоявшие из христиан и язычников, бились насмерть с лютыми врагами из числа мусульман, образовавших военизированную группировку «Селека».

Принс сетует на некомпетентность и близорукость военно-политического руководства в Вашингтоне. Власти ЦАР пригласили в качестве посредников не американцев, а русских, которые убедили враждующие стороны заключить соглашение о прекращении огня, послужившее затуханию гражданской войны.

Но более всего возмущают типичного представителя неоколонизаторов с имперским мышлением открывающиеся возможности для России использовать свои заслуги перед народами ЦАР для извлечение прибыли от разработки местных минеральных ресурсов.

Можно перефразировать популярное американское изречение: Если вам говорят, что речь пойдет не о деньгах, не сомневайтесь, в конечном счете именно к деньгам все и сведется.

Не в этом ли причина, что Африка заметно подустала от тяжелого американского акцента, с которым новое поколение миссионеров вещает о либеральной демократии, способной якобы сама по себе накормить, обогреть и обезопасить жизни в бывших колониях?