Ростислав Ищенко: Опасность общеевропейской войны вполне реальна

Ростислав Ищенко, обозреватель международной медиагруппы «Россия сегодня», дал интервью GEOFOR о перспективах развития ситуации на Украине и вокруг нее

— 21 мая истекает срок пребывания Зеленского на посту президента, но очевидно, что уходить он никуда не собирается. Так что нам стоит ждать в ближайшей перспективе на Украине? Её превращения в откровенную диктатуру?

— Во-первых, Украина — давно диктатура, так что превратиться в неё второй раз не может. Во-вторых, Украина будет воевать, пока полностью не будет сломлен моральный дух ВСУ и воля политического руководства к сопротивлению. А будет ли её при этом возглавлять Зеленский или кто-то другой — дело десятое. Не вижу причин, которые заставили бы США менять Зеленского, а без их согласия на путч в Киеве вряд ли кто-то решится.

— В Киеве постепенно меняется власть, так сказать, идёт «смена пажеского караула». И что это даст Зеленскому?

— Это не смена власти, а смена лиц. В любой власти всегда происходят какие-то изменения. Кто-то уходит, кто-то приходит. Не вижу в Киеве изменений, которые имело бы смысл серьёзно обсуждать.

— Неустроенность внутренне перемещенных лиц, проблемы с энергоснабжением, на транспорте, беспредел местных военкомов и т.п. Это может привести к ответной реакции населения, социальному взрыву?

— Отдельные мелкие локальные столкновения возможны (они и раньше были, и сейчас бывают). Но какого-то общенационального взрыва ожидать не имеет смысла. Для такого взрыва нужна общенациональная авторитетная политическая сила, которая возьмёт на себя руководство процессом, а её нет и не будет.

— Макрон призвал партнеров по ЕС направить на Украину свои ограниченные контингенты. И часть европейцев, пусть и небольшая, его уже поддерживают. Исходит ли эта инициатива лично от президента Французской Республики? Или он только оглашает то, что ему продиктовали из-за океана? К чему это может в результате привести? К европейской войне?

— Это американские инициативы. США очень бы хотели добиться общеевропейской войны с участием России, но пока не могут. В то же время, часть европейских элит их поддерживает. В том числе Макрон, который, правда, не собирается втягивать Францию в войну, а рассчитывает, что его иницатива позволит ему откупиться малой кровью (жизнями пары тысяч французских солдат), возложив главную тяжесть войны с Россией на Восточную Европу и Германию. Пока это не получается, но опасность общеевропейской войны вполне реальна, хоть и не фатальна.

— И еще: консультант госдепа Эдвард Люттвак заявил, что Британия, Франция и страны Северной Европы уже тайно готовятся к отправке войск на Украину. Как Вы думаете, стоит ли ожидать отправки континента НАТО или «коалиции желающих» в зону СВО?

— Они считают, что смогут собрать и вооружить достаточный для противостояния России контингент не раньше 2026 года (некоторые говорят о 2027 годе и даже более позднем времени). Их проблема в том, что надо найти кого-то, кто всё это время будет воевать против России. Между тем, Украина кончается, Прибалтика одна не вытянет, Польша без гарантий защиты её территории от США втягиваться в войну с Россией не хочет. Так что если они что-то и отправят на Украину в этом году, то это будут чисто символические контингенты, для поднятия духа украинцев и понуждения их к сопротивлению до последнего украинца, чтобы выиграть время для Запада на подготовку интервенции.

— В интервью телеканалу CBS Зеленский впервые допустил возможность переговоров с Россией без условия об обязательном возвращении Украины на границы 1991 года, теперь он говорит о границах Украины 2022 года. Это проброс перед конференцией «по формуле мира» Зеленского, которую планируется провести в Швейцарии?

— США нужна формальная поддержка «мирного плана Зеленского» как можно большим количеством стран с тем, чтобы в дальнейшем попытаться понудить их присоединиться к санкциям и тем самым оказать давление на Россию в надежде, что Москва согласится на мир на условиях США. Для этого и предпринимаются различные манёвры, не имеющие никакого отношения к реальным планам.

— Половина бюджета Украины дотируется Западом, переход на финансовое самообеспечение в будущем станет крайне сложным, о чем заявил замминистра экономики Украины Тарас Качка. На чем сейчас держится вторая половина?

— Второй половины не существует. В лучшем случае четверть, а то и меньше. У Киева для формирования бюджета остались только налоги (которые и раньше-то плохо платили, а сейчас, со смертью экономики и бегством не менее, чем половины граждан за границу, и платить некому стало), а также таможенные пошлины, резко сократившиеся с упадком торговли. Просто, помимо помощи Запада, Украина ещё и берёт деньги в долг — у всех, кто даёт. Вот эти-то кредиты она и зачисляет в ВВП, а также в бюджет.