Заявления Израиля в адрес Ирана: угроза войны или политическая манипуляция?

Израильские власти постепенно наращивают свое давление на Иран, а также Соединенные Штаты, готовя варианты для силового уничтожения ядерной программы Тегерана.

Так, 25 января начальник штаба Армии обороны Израиля (ЦАХАЛ) генерал-лейтенант Авив Кохави заявил, что израильские военные обновляют свои планы нанесения удара по Ирану, для достижения максимальной боеготовности в случае, если конфликт не будет урегулирован мирно. При этом отмечается, что документы должны быть готовы в течение текущего, 2021 года.

Эксперты американского аналитического центра Stratfor также подчеркивают, что ЦАХАЛ запросил у Кнессета 918 миллионов долларов в дополнение к своему годовому бюджету для разработки военных вариантов удара по Ирану. Несмотря на то, что новый главный финансовый документ страны еще не принят, вероятнее всего, данная статья все же войдет в итоговый вариант бюджета с одобрения влиятельных представителей спецслужб, а также Беньямина Нетаньяху.

Любопытным представляется и тот факт, что, согласно оценкам израильских военных, Иран практически завершил свой рывок к ядерному оружию. Кохави предполагает, что Тегерану остались если не считанные недели, то месяцы для достижения своей цели. Впрочем, тут отметим, что подобные прогнозы начальника Генштаба, несомненно, приукрашены для того, чтобы Кнессет был более сговорчив в вопросах предоставления дополнительных денег на фоне «возможной ядерной войны».

На сегодняшний день также важно учитывать, что новая администрация президента США Джо Байдена в ближайшее время, вероятнее всего, планирует приступить к переговорам с Ираном о судьбе Совместного всеобъемлющего плана действий (СВПД) более известной как «Ядерная сделка», из которой вышел Дональд Трамп.

Аналитики цента Economist Intelligence Unit ( EIU ) считают, что новый американский президент, который намерен отменить целый ряд решений Дональда Трампа, после вступления в должность уже начал работу и по этому направлению.

Возвращаясь к иранскому вопросу, добавим, в ходе выступления в Сенатском комитете по иностранным делам, где утверждалась его кандидатура, новый госсекретарь США Энтони Блинкен также подтвердил, что «Ядерная сделка» Обамы должна лечь в основу новых переговоров с Тегераном.

Несомненно, возможность восстановления действия СВПД, пусть даже в ограниченном варианте, вызывает опасения в Израиле, так как этот документ, скорее всего, не включит в себя такие чувствительные для израильтян вопросы, как поддержка Тегераном Хезболлы, а также иранская программа по разработке баллистических ракет.

Не стоит забывать, что в Израиле на носу уже четвертые внеочередные выборы в Кнессет, на которых иранская ядерная программа будет использоваться в качестве если не главной, то одной из ключевых политических проблем государства.

Как отмечают аналитики Stratfor , заявления Кохави вызвали бурную реакцию внутри израильских политических элит, которые в большинстве своем намерены выстраивать более доверительные отношения с Соединенными Штатами. Министр обороны Бенни Ганц заявил, что подобные комментарии следует держать за закрытыми дверями, и они не должны получать публичного освещения в том числе и со стороны премьер-министра Беньямина Нетаньяху.

Однако добавим, что заявление Ганца, главного оппонента Нетаньяху на выборах 23 марта, конечно, стоит рассматривать именно в контексте предвыборной гонки.

Американцы добавляют, что Израиль, в надежде добиться более жесткой сделки между США и Ираном, будет все чаще сигнализировать о своей готовности начать военную операцию против Тегерана, чтобы обе стороны относились к его требованиям более серьезно. При этом в Тель-Авиве хотят, чтобы Ирану было не только запрещено работать над ядерной программой, но и существенно ограничена возможность производства баллистических ракет.

Сами Соединенные Штаты, как считают в Stratfor , готовы рассмотреть принципиальные для Израиля вопросы. Впрочем, в Тегеране позиция диаметрально противоположная.

Напомним, что в 2012-13 годах Израиль уже заявлял о своих намерениях атаковать Иран, чтобы оказать давление на переговоры, которые привели к заключению СВПД. Тем не менее, несмотря на то, что существуют убедительные доказательства готовности израильских военных к нанесению ударов, внутренняя оппозиция со стороны оборонного ведомства Израиля, а также опасения по поводу крупного дипломатического скандала с США предотвратили такие действия.

В самом Иране рассматривают свою ядерную программу, баллистические ракеты и обширную сеть прокси-группировок в качестве инструментов сдерживания своих идеологических и стратегических противников в Израиле, Соединенных Штатах и ряде арабских государств Персидского залива.

Американские эксперты также отмечают, что в случае, если в Вашингтоне оставят израильским военным пространство для маневра в вопросе подготовки и проведения тайных операций, в том числе и против иранской ядерной программы, в Тель-Авиве готовы пересмотреть в сторону ослабления свои позиции по разработке Тегераном баллистических ракет.

При этом необходимо также учитывать, что в случае, если 23 марта к власти придут политики, настроенные на радикальное решение иранского вопроса, в Израиле могут пойти на конфронтацию и, как следствие, ухудшение отношений с самими США. Что наверняка учитывается и в Белом доме.

Добавим, что имеющиеся у Израиля средства сдерживания и системы ПВО, в определенной степени компенсируют «иранскую угрозу». Чувствуя себя защищенными, военные Земли Обетованной не стесняются проводить регулярные атаки и авиаудары по проиранским группировкам и подразделениям Тегерана на территории третьих стран, в том числе Сирии, Ирака, Ливана.

Комментируя указанные события, аналитики Института Ближнего Востока (ИБВ), в свою очередь, сходятся во мнении с американскими коллегами и отмечают, что воинственные настроения Израиля связаны в первую очередь с предстоящими внеочередными выборами. При этом московские эксперты обращают внимание на тот факт, что в Иране также планируется провести избирательную компанию, но уже в июне 2021 года.

В Тегеране на происходящие события реагируют достаточно спокойно. Иранские власти заявили, что Израилю придется принять тот факт, что Дональд Трамп больше не возглавляет США.

В ИБВ также добавляют, что политика Байдена в данном вопросе будет более сбалансированной.

В целом многие аналитики крупнейших мировых think tank ’ов считают, что Вашингтон после смены власти предпримет попытки если не восстановить действие СВПД, то хотя бы заложить основу новому соглашению по иранской ядерной программе, и Израиль, несомненно, в этом вопросе будет стараться принять как можно более активное участие.

А пока расценивать грозные заявления Израиля, подразумевающие чуть ли не начало войны, необходимо в контексте внутриполитической ситуации в стране и в первую очередь – предстоящих в марте выборов.

Подводя итоги отметим, что, несомненно, вероятность заключения новой сделки американцев с Ираном существует. Однако в Тегеране вряд ли пойдут на нее без определенных уступок со стороны Вашингтона, так как после того, как Трамп в одностороннем порядке вышел из договоренностей, Иран усилил свои переговорные позиции, которые они наверняка используют.

В качестве прогноза добавим, что, вероятнее всего, только для того, чтобы начать полноценные переговоры по реанимации СВПД, американцам придется пойти на определенные уступки. Например, в одностороннем порядке снять ряд санкций, введенных против Ирана. Тем не менее, в долгосрочной перспективе позиции союзников США в регионе могут оказать негативные последствия для переговоров, существенно усложнив их, а то и вовсе – сорвав.

Фото: idf.il