В чем угроза российской вакцины?

Российский фонд прямых инвестиций (РФПИ) подписал соглашение с турецким производителем лекарств VisCoran Ilac Sanayii A.S о производстве вакцины от COVID-19 «Спутник V», разработанной Научно-исследовательским институтом имени Гамалеи.

По данным российского информационного агентства ТАСС, РФПИ «подписал соглашение с ведущим турецким производителем фармацевтической продукции о производстве вакцины «Спутник V» в Турции». Сообщается также, что процесс передачи технологий уже начался.

Согласно РФПИ, соглашение с местным производителем обеспечивает потенциал для производства более миллиона доз «Спутника» в год. Вакцина будет поставляться как на внутренний турецкий рынок, так и в другие страны.

При этом, как заявил генеральный директор VisCoran Ilac Sanayii A.S. Озтурк Оран, опытное, а затем и массовое производство начнется после согласования всех юридических вопросов, передачи технологии и одобрения Министерства здравоохранения Турции.

Напомним, что первые новости о возможном производстве российской вакцины в Турции появились еще в ноябре 2020 года, а в конце декабря министр здравоохранения Турции Фахреттин Коджа подчеркнул, что в его ведомстве уверены в безопасности «Спутника V».

Тем не менее, уже в январе 2021 года стартовала общенациональная турецкая компания по вакцинации населения против COVID-19. На первом этапе она охватила миллион человек, в том числе и работников здравоохранения. Однако использовался не российский препарат…

Даже президент республики Реджеп Тайип Эрдоган 14 января привился вакциной СoronaVac от китайского производителя SinoVac.

Несомненно, можно говорить о том, что «Спутник V» еще не прошел регистрацию в Турции, и поэтому Анкарой на первом этапе было отдано предпочтение китайской вакцине, однако, думается, что причина кроется в иных факторах.

Во-первых, в Поднебесной уже давно заинтересованы в инвестировании в Ближний Восток в целом и Турцию в частности. Так в 2019 году Пекин инвестировал в Анкару более 600 миллионов долларов США только для расширения программ по борьбе с климатическими изменениями. Помимо этого, страны сотрудничают, само собой, и в других сферах, в том числе, в рамках проекта «Один пояс – один путь», Китай планирует до 2027 года вложить в турецкую экономику 1,3 миллиарда долларов.

Во-вторых, нельзя отрицать вероятность того, что в Анкаре намерены привить большую часть населения китайской вакциной, а «Спутник V» уже производить главным образом для продажи третьим странам.

На этом фоне российские производители объявили, что у них практически готова уже третья вакцина от коронавируса. НИЦЭМ им. Н. Ф. Гамалеи готовится представить свой второй препарат, основанный не на аденавирусах, а на технологии вирусоподобных частиц (VLP). Особо отмечается, что VLP не содержит генетического материала и не является инфекционным, но распознается иммунной системой и может генерировать эффективные иммунные реакции.

Институт также разрабатывает два препарата для лечения и профилактики COVID-19, которые, как ожидается, также будут представлены уже в 2021 году.

Отметим, что успешное применение «Спутник V», его постепенное распространение по другим государствам, а также продолжающаяся разработка новых, более эффективных препаратов позволяет прогнозировать, что пока многие государства мира по-прежнему находятся в режиме жестких карантинов и изоляции, России удастся быстрее выйти из кризиса и, вслед за Китаем, приступить к полноценному восстановлению экономики.

В данном контексте подчеркнем, что подобные перспективы, несомненно, не останутся без внимания со стороны западных «партнеров». Так многие аналитики уже сейчас прогнозируют новые санкции в отношении Москвы. В том числе и по международным проектам по типу «Северного потока 2». Помимо этого, стоит ожидать и нагнетание из вне протестного давления внутри России, а митинги, прошедшие 23 января, являются, помимо прочего, лишь началом отчаянных попыток остановить прогресс, который удалось достичь российским властям в битве с COVID-19.