«Боинг» теряет высоту

Флагманский концерн Boeing после серии серьезных инцидентов стал олицетворением системного кризиса американской индустрии

С Америкой происходит что-то странное. То контейнеровоз врезается в опору трехкилометрового автомобильного моста на оживленной транспортной реке Патапско. То появляется информация о критическом состоянии железных дорог: ежегодно сходят с рельсов свыше 1000 поездов. А куда делся когда-то знаменитый американский автопром? Заводы в руинах. Где «Форды», «Кадиллаки», «Бьюики»? Ау!

Теперь очередь дошла и до авиаконцерна Boeing. Его заказы в апреле упали с 113 до семи самолетов. С начала года он поставил в общей сложности 107 лайнеров, тогда как европейский конкурент Airbus — 203, почти вдвое больше.

Трещат и госзаказы. В космической гонке Boeing сильно отстает от SpaceX Илона Маска. Запуск космического корабля Starliner (создан корпорацией совместно с оборонной компании Lockheed Martin) к МКС из-за обнаруженных дефектов в течение мая несколько раз откладывался. Есть проблемы и с выпуском для Пентагона самолетов-дозаправщиков KC-46 Pegasus, и с низкой эффективностью работы противолодочных патрульных самолетов Boeing P-8A Poseidon. На этих контрактах корпорация профукала еще $7 млрд госсубсидий.

А всего с 2019 года авиагигант потерял $32 млрд. При этом долги «подскочили» в четыре раза, превысив $48 млрд. Все это может обвалить кредитный рейтинг до мусорного и стремительно приблизить фирму к банкротству.

Происшествия с самолетами этой компании случаются едва ли не каждую неделю. У них во время полета отваливаются двери, шасси, двигатели. В ходе проверок на земле вскрылись вопиющие случаи замены смазки для подгонки деталей жидким мылом, использования вместо специальных приборов обычных пластиковых карт для проверки уплотнителя дверей при его установке. В топливных баках новых лайнеров обнаруживались посторонние предметы: куски ветоши, фрагменты инструментов.

Самым проблемным оказался Boeing 737 MAX. Данная модель узкофюзеляжного лайнера, вставшего на крыло в 2017 году, должна была стать крупнейшим событием на авиарынке. Достаточно сказать, что на новинку по всему миру был сразу сформирован портфель заказов более чем на четыре тысячи штуки!

Однако в 2019 году объявили о приостановке из-за двух похожих авиакатастроф эксплуатации этих лайнеров (всего в мире использовались 246 таких самолетов, в том числе два российской авиакомпанией S7, точнее — ее дочерней фирмой «Глобус»).

9 октября 2018 года авиалайнер Boeing 737 MAX 8 авиакомпании Lion Air, выполнявший внутренний пассажирский рейс по маршруту Джакарта — Панкалпинанг, упал в Яванское море через 13 минут после взлета. Погибли 189 человек.

10 марта 2019 года авиалайнер Boeing 737 MAX авиакомпании Ethiopian Airlines, совершавший рейс из Аддис-Абебы в Найроби, потерпел катастрофу через шесть минут после взлета. Погибли 157 человек.

В обоих случаях были выявлены проблемы программного обеспечения системы автоматизированного пилотирования MCAS, в связи с чем воздушные суда могли самостоятельно уйти в крутое пике.

Концерн доложил о проведении работы по устранению неполадок и разработке дополнительной инструкции для экипажей, после чего (с декабря 2020-го) запреты начали потихоньку снимать.

Но уже в начале нынешнего года Федеральное управление гражданской авиации США (FAA) приостановило эксплуатацию некоторых самолетов Boeing 737 MAX 9. Лайнер этой модели в ночь с 5 на 6 января совершил вынужденную посадку в аэропорту Портленда после того, как в воздухе у него оторвалась заглушка люка аварийного выхода и расположенный рядом иллюминатор. Инцидент произошел на высоте в 5 км, к счастью никто из 177 пассажиров и членов экипажа не пострадал.

FAA временно приостановило полеты 65 лайнеров модели Max и начало расследование. За шесть недель было проведено 89 проверок, 33 из которых дали негативный результат. Были обнаружены, например, две неисправности, которые дали основание потребовать от корпорации заняться системами управления рулем направления. Установлено, что в одном случае на болте не было гайки, а в другом гайка была неправильно затянута. Вроде бы мелочь, но в воздухе это могло привести к фатальным последствиям.

Сейчас расследование в корпорации приобрело явно криминальный окрас. Дело в том, что при странных обстоятельствах умерли два ключевых свидетеля.

В марте мертвым был найден 62-летний бывший инженер «Боинга» Джон Барнетт. По версии следствия, мужчина погиб от ранений, которые «нанес себе сам». Примечательно, что как раз в это время он давал показания по делу о нарушениях на авиапроизводстве.

Джон Барнетт

Барнетт проработал в корпорации 32 года. Последние семь лет (до выхода на пенсию) — инженером по контролю качества на заводе в Северном Чарльстоне. Он, в частности, сообщил, что рабочие устанавливали на самолеты некачественные детали. Каждая четвертая кислородная маска, по его словам, может быть в нерабочем состоянии. Администрация на систематические нарушения закрывала глаза. Все предупреждения менеджерами компании игнорировались. Это делалось для того, чтобы обеспечить своевременную сдачу готовых самолетов.

Несколько недель назад неожиданно скончался 45-летний Джошуа Дин, бывший одним из информаторов по делу о злоупотреблениях на заводах «Боинга». Он работал аудитором качества у поставщика корпорации, компании Spirit AeroSystems, откуда был уволен весной 2023 года. Дин утверждал, что был свидетелем обнаружения дефектов деталей модели MAX, поставляемых смежником, о чем докладывал руководству. Однако к его сигналам никто не прислушивался. Тогда мужчина отправил жалобу в FAA, а также дал показания в рамках иска к акционерам компании.

Джошуа Дин

Как утверждает его окружение, Дин не имел хронических недугов и вел здоровый образ жизни. Однако его поразила некая бактериальная инфекция, вызвавшая проблемы с дыханием, а затем отказ органов. Врачи оказались бессильны.

В американских СМИ в этой связи высказывается предположение, что история с нарушениями в корпорации «Боинг» все отчетливее приобретает черты классического мафиозного детектива. Не секрет, что «Боинг» заинтересован в скорейшем сворачивании расследования, причем — любыми способами. Так что череда подозрительных смертей информаторов, готовых свидетельствовать против авиагиганта, тоже вызывает обоснованные вопросы и подозрения.

Примечательно, наконец, что рабочие корпорации в ходе опроса признались, что не готовы летать на самолетах «Боинг». Опасаются...