Сербов снова унизили

Запад делает все, чтобы растаптывать и показательно наказывать Белград, известный своей независимой международной позицией, не вписывающейся в общую линию

Генассамблея ООН 23 мая большинством голосов приняла резолюцию о геноциде в Сребренице. За подготовленный Германией и Руандой документ проголосовали 84 страны, 19 выступили против, 68 воздержались.


«На нашей стороне было более двух третей населения земного шара — воздержавшихся и проголосовавших против. Я хочу поблагодарить Китай и Российскую Федерацию, а также Объединенные Арабские Эмираты. Сербия никогда этого не забудет. Огромное спасибо также нашим венгерским братьям. Словакам, грекам, киприотам, осмелившимся воздержаться», — заявил сербский президент Александр Вучич.


Среди тех, кто отверг резолюцию, оказались также Белоруссия, Куба, Сирия, КНДР, Никарагуа. Примечательно, что все страны (кроме Сербии), образовавшиеся на осколках Югославии, документ поддержали.

11 июля, согласно резолюции Генассамблеи, провозглашается Международным днем размышления и памяти о геноциде 1995 года в Сребренице. Кроме того, документ предполагает включение в образовательные программы установленных судом фактов об этом трагическом событии.

Перед голосованием Вучич предупредил, что если день памяти будет учрежден, то этот шаг «откроет старые раны и приведет к полному политическому хаосу». В то же время он сказал, что не отрицает убийств в Сребренице и «склоняет голову перед всеми жертвами конфликта в Боснии».

Но англосаксов, похоже, не волнуют переживания и уязвленное самолюбие сербов.


«Эта резолюция направлена на содействие примирению в настоящем и будущем», — безапелляционно заявила постоянный представитель Германии при ООН Антье Лендертсе.


Ее коллега, постоянный представитель России при ООН Василий Небензя, в свою очередь, озвучил позицию Москвы: данный документ угрожает безопасности Боснии и Герцеговины (БиГ) и региона в целом. Он «однобокий, политически заряженный и не имеет ничего общего с заявленной целью увековечения памяти о жертвах с целью достижения национального примирения».

Наш дипломат особо подчеркнул, что у Германии (соавтора резолюции) нет морального права упоминать где-либо термин «геноцид», кроме контекста своих собственных преступлений.

Напомню, что, по версии Запада, 11 июля 1995 года армия боснийских сербов заняла Сребреницу, объявленную ООН «зоной безопасности», что привело к убийству около 8000 боснийских мусульман. Международный трибунал по бывшей Югославии и Международный суд ООН в высшей инстанции признали эту трагедию геноцидом.

У официального Белграда и руководства Республики Сербской (в составе БиГ) свое видение произошедшего.

Президент Республики Сербской (РС) Милорад Додик отверг факт геноцида в боснийском городе и заявил, что его администрация не признает резолюцию ООН. Он пообещал в течение 30 дней представить проект соглашения о мирном разделе Боснии и Герцеговины. Сначала, как он считает, необходимо уточнить политические компетенции, связанные с субъектами БиГ (это парламентская республика, в состав которой входят Федерация Боснии и Герцеговины, Республика Сербская и округ Брчко), а также сохранить текущую модель функционирования хозяйства и экономики. Затем за несколько лет адаптировать ее к модели мирного разграничения.

Додик отметил, что проталкивание резолюции о Сребренице бошняками (славяне-мусульмане) является противоправным унижением сербов.


«Сербский народ просто не может больше жить в этой Боснии и Герцеговине», — добавил он.


Отмечу, что боснийские власти последовательно оказывают давление на власти РС, формируя почву для изменения ее статуса. Так, немецкий дипломат Кристиан Шмидт, который называет себя высоким представителем международного сообщества в БиГ по наблюдению за соблюдением Дейтонских соглашений по бывшей Югославии 1995 года, недавно внес ряд предложений об изменениях в закон о выборах. По инициативе «немецкого туриста», как Шмидта называют в Сребренице, предусматривается введение электронного подсчета голосов, электронной идентификации, запрета осужденным — по версии боснийцев и международного (прозападного) сообщества — военным преступникам (в РС их считают героями) участвовать в выборах. Предусматривается также назначение председателей избирательных комиссий в РС ЦИКом Боснии и Герцеговины, который находится в Сараево.

То есть резолюция Генассамблеи только подлила масла в огонь конфликта, который вполне может перерасти в вооруженное противостояние.

Что касается свежего документа, принятого ООН, то глава российского внешнеполитического ведомства Сергей Лавров считает, что он продвигается с целью «сломать сербов» и заставить Белград, нацеленный на вступление в Европейский союз, признать независимость самопровозглашенного Косово и присоединиться к санкциям против России.

Александр Вучич, в свою очередь, убежден, что антисербская резолюция нужна Западу для того, чтобы «показать неизбежность политического наказания для всех стран с независимой позицией на международной арене». Чтобы неповадно было...