Теледебаты Байдена и Трампа могут иметь «летальный» исход

Публичная пикировка политиков состоится через месяц

Маленькая сенсация, способная привести к большим последствиям для хода президентской кампании. Два соперника, — выдвигающийся на второй срок Джо Байден и не получивший заветные вторые четыре года во власти, мечтающий о реванше Дональд Трамп, ударили по рукам (пока только по рукам), согласившись сразиться в телевизионном эфире на традиционных дебатах претендентов на Белый дом.

При этом стратеги партии слона подложили свинью партии осла. Во время речи перед сторонниками, собравшимися на «предвыборный ужин» в Сент-Поле, штат Миннесота, Трамп объявил: «Мы собираемся потребовать проведения теста на наркотики».

В качестве обоснования этого предварительного условия приводилось впечатление от того, как Джо Байден в марте зачитывал ежегодное послание нации и Конгрессу о положении страны. Он был громогласен, словно наэлектризован, чем-то взбудоражен, так что тараторил с не свойственной ему быстротой.

Член Палаты представителей от штата Северная Каролина Грег Мерфи, который является попутно сопредседателем группы врачей внутри Республиканской партии, заявил тогда, что действующий президент США «должно быть, был чем-то взвинчен в тот день». Трамп же считает, что Байден «был под кайфом».

Требование трампистов заставить 81-летнего благообразного старца, путающего имена и здоровающегося с пустотой, сдать тест на наличие наркотических веществ в крови накануне дебатов обусловлено четким пониманием: эта нагрузка едва ли ему по силам. Как Байдену выдержать полуторачасовой марафон — стоя, при свете юпитеров, да еще не упуская из памяти все заготовки его спичрайтеров? Есть только один способ: накачать полемиста поневоле сильнодействующими стимуляторами, которые сродни по своему эффекту с наркотиками.

Традиция словесного единоборства претендентов на Белый дом в телевизионном эфире — давняя. Первые дебаты состоялись в 1960 году между Джоном Ф. Кеннеди и Ричардом Никсоном. Опросы показали, что тогда верх (с небольшим перевесом по очкам/процентам) одержал харизматичный ирландец. Тот самый Кеннеди, у которого впереди был Карибский ракетный кризис и неудачная высадка подготовленных им кубинских боевиков в Заливе Свиней для свержения Фиделя Кастро (говорят, узнав о провале вторжения, он плакал в Овальном кабинете).

Какое значение имело умение диспутанта «себя подать» и выглядеть заведомо триумфатором? Как постулирует цитируемый журналом «Тайм» Джулиан Зелизер, профессор истории и общественных связей Принстонского университета, «дебаты — это не только обсуждение смыслов, но и самопрезентация». Никсон проиграл в конечном счете выборы, потому что во время дебатов, утверждает «Тайм», «выглядел старым и усталым, в то время как Кеннеди, который пользовался косметикой, выглядел молодым и энергичным».

Кеннеди и Никсон на дебатах

Рональд Рейган, голливудский актер с богатой фильмографией вестернов, где ему, игравшему подчас шерифов, плохие парни неоднократно давали в зубы, вовсю пользовался своим исходным преимуществом: умением правильно позировать перед камерами. Не зря он снискал репутацию «великого коммуникатора». Твердолобый республиканец Рейган, способный заучить роль и без запинки ее выговорить, переиграл в ходе дебатов не менее твердолобого демократа Джимми Картера с биографией «арахисового фермера».

Политтехнологи той эпохи насоветовали Рейгану верную сратегию. Картер пересыпал свои велеречивые пассажи фактами и цифрами, пытался предстать этаким интеллектуалом, хотя меньше всего годился на эту роль. Рейган же парировал короткими и хлесткими фразами, обращенными к глубинной Америке: «Вам стало лучше жить, чем четыре года назад?» и «Ну вот, вы опять начинаете». Автор журнала «Тайм» констатирует: Картер показал аудитории, что «лишен чувства юмора», в то время Рейган подтвердил свою природную харизму.

В 2020 году около 73 млн американцев глазели на гладиаторский бой между Трампом и Байденом, что транслировали разом 16 телеканалов. Ранее, в 2016 году аналогичной перебранкой между Трампом и Хиллари Клинтон заслушались рекордные 84 млн их сограждан, привыкших к телевизору как жевательной резинке для глаз.

Может ли в наши дни публичная пикировка политиков иметь какое-то значение? Существует Комиссия по президентским дебатам, некоммерческая структура, созданная при спонсорстве обеих ведущих партий, которая проводила эти шумные эфиры с 1988 года. При ознакомлении с ее функциями всплывает такой раздел «Люди также спрашивают». Стоит привести ответ на вопрос «Какова цель президентских дебатов?»: «Цель дебатов, направленных на просвещение не определившихся избирателей, состоит в том, чтобы предоставить общественности возможность в формате тематических дебатов оформить свои взгляды на то, что собой представляют главные кандидаты в президенты и вице-президенты Соединенных Штатов».

Вместе с тем резонный аргумент приводит журналистка телеканала CNN Шанайа Шелтон:


«В эпоху широкого раскола по партийному признаку не очень ясно, скольким избирателям еще предстоит только принять решение (за кого голосовать)».


В октябре 2020 года Комиссия по президентским дебатам, усвоив уроки первой стычки Трапа и Байдена в телеэфире 30 сентября, когда претенденты на верховную власть без стеснения перебивали друг друга, изменила правила состязания их мозговых нейросетей и центральной нервной системы. Тогда и порешили, что в ходе второго раунда, назначенного на 22 октября в Нэшвилле, столице штата Теннесси, перед каждым 15-минутным раундом у них поочередно будет по две минуты, чтобы тезисно обозначить свою позицию. При этом — внимание! — микрофон оппонента будет выключен.

В предстоящем 27 июня словесном поединке Комиссия по президентским дебатам не будет задействована. Почему? В 2022 году штаб партии слона, называемый Республиканский национальный комитет, вышел из числа ее со-основателей на том основании, что модераторы демонстрировали свою предвзятость, да и проведение дебатов было «слишком поздним в предвыборном календаре в эпоху, когда все чаще происходит раннее голосование».

Аналогичный отвод Комиссии дали и демократы. Джен О’Мэлли Диллон, одна из руководительниц предвыборной кампании Байдена, заявила, что Комиссия устраивает дебаты в стилистике «развлекательного зрелища» (кто бы сомневался?!) и что «либо не может, либо не желает» применять правила, утвержденные в ходе дебатов 2020 года.

В новых условиях в подвешеном состоянии остается вопрос о том, будет ли соблюдаться установленный прежде регламент? Дозволят ли стародавним соперникам пытаться перекричать друг друга? прибегать к ненормативной лексике? переходить на личности?

Не меньшей, если не большей интригой остается возможное кооптирование третьего вроде бы лишнего полемиста. Согласно последнему по времени опросу Harvard CAPS/Harris, 71% американцев считают целесообразным выйти за рамки навязанной им примитивной дихотомии: в дебатах участвуют только выдвиженцы либо партии слона, либо осла. Эти неожиданно прозревшие граждане хотят увидеть на телеэкране независимого политика, иными словами, не зависимого от милости партийных бонз республиканцев и демократов.

Прецедент был, хотя и единичный. В 1992 году на подиуме перед телекамерами оказалась большая тройка: президент США Джордж Буш-старший, Билл Клинтон, в ту пору губернатор штата Арканзас, и «черт из табакерки», не приналежавший ни к одному из вашингтонсках кланов некий Росс Перо, бизнессмен, филантроп и законченный консерватор по убеждениям.

Сегодня в качестве третьего потенциального участника теледебатов значительная доля опрошенных видят покинувшего стан демократов племянника убиенного президента США Джона Кеннеди и сына также застреленного его брата Роберта Кеннеди. Речь о Роберте, носящем такую же громкую ирландскую фамилию.

Проблема только в том, что Роберт Ф. Кеннеди пока не собрал достаточного количества голосов в бюллетенях штатов, чтобы преодолеть порог в 270 выборщиков, что необходимо для избрания президентом, да и не набирает необходимый минимальный средний показатель в 15% на основных избирательных участках.

Итак, шоу запланировано через месяц. Команда не менее хитроумных, чем у Трампа, политтехнологов «Сонного Джо» выставила условие: никакой аудитории в зале. Это означает, что численное превосходство будет заведомо на стороне Байдена. Кто бы ни был в числе модераторов от телеканала CNN и затем на телеканале ABC (второй раунд состоится 10 сентября), это будут вне всяких сомнений проверенные кадры «глубинного государства». Плоть от плоти клана Обамы-Клинтон-Байдена, кто считает, что демократия есть власть демократов, и кто истово исповедует неолиберальную ортодоксию.

...Так или иначе, вне зависимости от хода и исхода вербального турнира, средний и усредненный промывкой мозгов американец обязательно прильнет к экрану. Не исключено, что предусмотрительно запасется попкорном, ставшим неизменным спутником любого телевизионного зрелища. А в том, что сражение на языках двух великовозрастных политиков неизбежно обретет черты столь милого глазу и слуху американца эпатажного шоу, сомневаться не приходится.