Хотя политические протесты, сотрясавшие Болгарию и в основном её столицу – Софию, летом–осенью 2020 г., вроде бы затихли, политическая обстановка в этой небогатой балканской республике, являющейся членом Евросоюза и НАТО, остается потенциально взрывоопасной. Это обуславливается тем, что главная причина недовольства значительной части болгарского населения, которое поддержал и президент республики, не урегулирована: премьер-министр Бойко Борисов, которого считают непопулярным, сохранил свой пост.
Несколько слов об этом политическом тяжеловесе и долгожителе, занимающем первый пост в стране (Болгария – парламентская республика) уже в третий раз (2009 – 2013, 2014 – январь 2017, май 2017 – по настоящее время): потомственный сотрудник МВД Болгарии, он прошел путь от командира пожарного взвода до Генерального секретаря Министерства внутренних дел, откуда уволился в 2006 году в звании генерал-лейтенанта. В том же году возглавил и продолжает возглавлять в то время новую партию «Граждане за европейское развитие Болгарии – ГЕРБ», которая в настоящее время является правящей.
Несмотря на то, что Болгария является членом Европейского Союза с 2007 года, и начиная с 2014 года с её граждан сняты все ограничения на передвижение и работу в ЕС, страна остается одной из беднейших в масштабах всего объединения. В этом печальном рейтинге она находится даже позади Румынии и Греции, где уже десятилетие длится затяжной экономический кризис.
Масштабный, буквально угрожающий существованию государства уровень коррупции отмечается всеми без исключения международными научно-исследовательскими институтами и организациями по борьбе с организованной преступностью. По этой причине Болгарии вот уже на протяжении 12 лет отказывают в праве входа в Шенгенскую зону. Это звучит немного обидно, особенно на фоне недавно вступившей в состав ЕС Хорватии, которая уже получила приглашение присоединиться к Шенгену.
В этих условиях среди болгар растет скептическое отношение к ЕС в целом и его брюссельскому руководству в частности. Население республики считает, что Брюссель берет на себя большое количество полномочий, оставляя саму страну бесправной и неспособной действовать самостоятельно.
Так, данные опросов общественного мнения, проведенные центром GLOBSEC, показывают, что 38 % болгар верят, что западные общества и их ценности несовместимы с болгарской идентичностью и даже угрожают ему, 53 % граждан считают, что СМИ в стране не являются свободными. А 50 % видят в НАТО прямое влияние Америки на Балканский полуостров и, соответственно, политику, которую проводит Болгария. Все эти данные не могут не беспокоить как проевропейские силы внутри Болгарии, так и собственно Брюссель.
Все большее количество людей видят в результатах таких опросов результат плохой политики премьера Борисова и его команды. Массовые политические протесты, прокатившиеся в стране на фоне коронавируса, лишь усугубили противостояние ветвей власти. В то время как президент страны Румен Радев призвал Борисова подать в отставку и провести досрочные парламентские выборы, председатель правительства, наоборот, предложил произвести кадровые перестановки и изменить Конституцию, сократив число депутатов Народного Собрания, однопалатного парламента страны.
Ясно, что сокращение числа депутатов, которое лоббирует Борисов, связано с его желанием еще больше сократить число противников ГЕРБа и занять с опорой на Брюссель доминирующее место в Народном Собрании.
Впрочем, как и его идея относительно введения специальных карточек для лиц с болгарским происхождением, которые соответствует аналогичным «картам поляка». Инициатива премьера и его сторонников заключается в мгновенном доступе неграждан к рынку труда в Болгарии, а, возможно, и увеличения сторонников Борисова среди болгар без европейского паспорта.
Протесты, на которое вышло огромное количество граждан, стали квинтэссенцией плохого положения Болгарии в составе ЕС. Показателен тот факт, что они были поддержаны не только президентом Республики, но и членами Еврокомиссии и другими международными силами. Однако Бойко Борисов отказался уходить в отставку досрочно, пообещав честные и конкурентные выборы в 2021 году.
Политическая обстановка в Болгарии представляется незавидной: в стране много евроскептиков, как со стороны левых, так и правых, не видящих в ЕС мало-мальски работающих механизмов. При этом сам Борисов, являясь председателем самой большой проевропейской партии, пошутил, что Шенген, являющийся по сути механизмом более тесной интеграции в рамках ЕС, не приоритет для Болгарии, что вызывало осуждение и негодование уже на уровне Брюсселя.
Вторым, не менее громким международным раздражителем для Евросоюза стали претензии Софии к Северной Македонии, которой было отказано в начале переговоров о вступлении в ЕС со стороны болгарской делегации (напоминаем, что подобные решения принимаются в Брюсселе на условиях консенсуса). Причина этого жеста заключается в том, что официальная линия Софии предполагает считать македонцев не самостоятельным народом, а частью исторической Болгарии, что вызывает неприятие у македонцев и порождает множество исторических и научных дебатов о происхождении самих болгар.
Но, пожалуй, главную озабоченность Брюсселя вызывают не упомянутые демонстративные, но все-таки разовые акции болгарского руководства, а то, что на фоне Польши и Венгрии ЕС может в перспективе получить в своем составе еще одну страну, отвергающую европейские ценности и критически относящуюся к политике Брюсселя. И это притом, что Болгария является естественной морской границей Евросоюза.
Крушение режима авторитарного, но проевропейски настроенного Борисова может вызвать куда большие проблемы, чем массовое недовольство людей на улицах. Это понимают европейские элиты, которые в итоге отказались заниматься разбирательством этого дела на высшем уровне, хотя многие политические активисты и даже президент Болгарии поднимали этот вопрос.
Поэтому нет оснований сомневаться, что и в предстоящем политическом сезоне, и после внеочередных выборов Борисов сможет вновь занять кресло премьера, открыто конфликтуя с президентом Республики, но имея при этом поддержку из Брюсселя, которому крайне невыгодно превращение Болгарии Борисова в Болгарию Орбана или Болгарию Моравецкого (премьер-министров Венгрии и Польши — прим.).