Целая группа стран Евросоюза уже решилась или готова без соизволения Брюсселя признать государственность Палестины
Две страны Евросоюза — Ирландия и Испания, а также примкнувшая к ним Норвегия (членом блока формально не является, но входит в Европейскую экономическую зону и Европейскую ассоциацию свободной торговли), не синхронизировав свои действия с Брюсселем, дружно объявили 22 мая о признании ими государства Палестина. Официально их решения вступили в силу 28 мая.
Это серьезный прорыв на ближневосточном треке. Ранее такой же шаг сделали девять стран-членов ЕС. Восемь из них — Болгария, Кипр, Чехия, Венгрия, Мальта, Польша, Румыния и Словакия — отличились в 1988 году. Правда, на тот момент они еще не вступили в европейское объединение. А в 2014-м это сделала Швеция.
Все они признают Палестину как государство в соответствии с границами 1967 года, так что Восточный Иерусалим оказывается на территории этой страны.
На очереди Словения (процедура признания Палестины завершится не позднее 13 июня). Готовы присоединиться Бельгия и Португалия. Однако по объективным причинам конкретные сроки не афишируются. Бельгия сейчас председательствует в ЕС, и ей не с руки принимать такое индивидуальное решение до завершения полномочий. А в Португалии не так давно прошли парламентские выборы, и новое правительство только-только приступило к работе. Дойдет черед и до Палестины.
Глава МИД Израиля Исраэль Кац назвал решение трех европейских стран «извращенным шагом, оскорбляющим жертв нападения ХАМАС 7 октября».
«Сегодня я посылаю четкий сигнал. Израиль не будет упускать из виду тех, кто подрывает его суверенитет и угрожает его безопасности», — пригрозил он.
Правительство еврейского государства «отозвало для консультаций» послов из Норвегии, Ирландии и Испании.
А вот президент Махмуд Аббас приветствовал решение тройки смелых европейцев. Он заявил, что оно закрепит «право палестинского народа на самоопределение».
Движение ХАМАС (признано террористической организацией Израилем, Канадой, США, Японией и Евросоюзом, запрещено в Иордании и Египте) тоже его одобрило.
«Мы призываем страны всего мира признать наши законные национальные права и поддержать борьбу палестинского народа за освобождение и прекращение оккупации нашей земли», — говорится в заявлении группировки.
Напомню, что 10 мая Генассамблея ООН приняла новую палестинскую резолюцию. Она обратилась с призывом к Совбезу «положительно пересмотреть» вопрос о полноправном членстве Палестины во всемирной организации. Согласно уставу, ассамблея не может принять такое решение самостоятельно, без СБ. Сейчас у нее статус постоянного наблюдателя в ООН.
«За» проголосовали 143 страны, против — девять, воздержались — 25. Если поконкретнее, то Германия, Австрия,
Великобритания, Италия и Украина воздержались. США, Израиль, Венгрия и Чехия проголосовали против.
Теперь давайте поразбираемся, почему тормозит Евросоюз. В этом, собственно, нет ничего удивительного — он всегда тормозит. На словах Брюссель поддерживает (чисто теоретически) план создания двух государств для двух народов, считая его единственным возможным способом достижения мира.
«Это будет не только признание государства, но и сигнал о готовности к работе над тем, чтобы такое государство существовало на практике», — заявил 10 мая глава европейской дипломатии Жозеп Боррель.
Еще в январе Евросоюз подготовил «дорожную карту» разрешения палестино-израильского конфликта. Еврочиновники, среди прочего, настаивают на проведении подготовительной мирной конференции при участии ЕС, Египта, Иордании, Саудовской Аравии, Лиги арабских государств, США и ООН. Конечная цель — создание «независимого палестинского государства, живущего бок о бок с Израилем, в условиях мира и безопасности, с полной нормализацией и существенным развитием безопасности и экономического сотрудничества». Если следовать по такой дороге, точнее — по «дорожной карте», то вполне можно и заблудиться.
Правительство Израиля осудило инициативу ЕС. Глава внешнеполитического ведомства Кац после встречи с европейцами был резок: он предложил создать искусственный остров в Средиземном море, чтобы «переселить туда палестинцев».
Не секрет, что в европейском объединении нет единого подхода. Ведущие страны — Германия и Франция — не спешат официально признавать Палестину.
Париж как всегда юлит, старается найти некую «золотую середину». Президент Эмманюэль Макрон заявил, что такой шаг не является табу. Франция, кстати, была единственной страной G7, которая поддержала резолюцию Генассамблеи от 10 мая. И все же пока подход остается половинчатым: признание палестинского государства — это «инструмент в мирном процессе, который должен быть использован в нужное время». Когда оно наступит? Может, после того, как сектор Газа окончательно превратится в выжженное поле?
Если про Берлин, то тут все более запущено. «Голубка мира», обер-дипломатша Анналена Бербок заявила, что немцы несут ответственность за безопасность Израиля, поскольку «нацистская Германия уничтожила миллионы еврейских жизней». Это с одной стороны. А с другой, она выразила надежду, что «устойчивая безопасность для Израиля в конце концов будет гарантирована, если палестинцы станут жить в безопасности в своем собственном государстве». Понимай, как хочешь...
Некоторые разъяснения дал пресс-секретарь МИД. Берлин, дескать, «поддержит создание палестинских институтов, которые позже возьмут на себя государственные функции», однако «это государство может появиться только после завершения политического процесса». То есть когда на признание Палестины решится Израиль.
Добавлю, что ФРГ выступает как ключевой союзник Израиля в ЕС. В 2023 году Берлин выдал в десять раз больше разрешений на продажу оружия для израильтян, чем годом ранее. В минувшем ноябре обычно осторожный и нерешительный канцлер Олаф Шольц заявил, что не считает правильным требовать от Израиля прекратить огонь на территории сектора Газа, поскольку гуманитарная пауза только даст передышку боевикам ХАМАС.
На самом деле (чего уж греха таить) и в Берлине, и в Париже ждут отмашки из-за океана. Однако Штаты вряд ли в обозримом будущем решатся на шаги, которые способны огорчить Израиль.