Можно ли наносить удары по России?

В Европе снова начались дебаты о праве украинцев уничтожать военные цели на российской территории

Сразу два важных заявления прозвучали в минувшие дни. Первое — от Генерального секретаря НАТО в еженедельной видеоверсии журнала The Economist.


«Настало время пересмотреть вместе с партнерами некоторые ограничения по применению оружия, которое мы поставляем на Украину, — сказал Йенс Столтенберг. — Сейчас, когда усилилась интенсивность боев вокруг Харькова, отказывать Украине в праве применять оружие против законных целей на российской территории — значит усложнить ее оборонные задачи».


Второе принадлежит главе европейской дипломатии Жозепу Боррелю. Он сделал его в Брюсселе, перед началом встречи министров обороны стран Евросоюза.


«Согласно правилам ведения войны, абсолютно допустимо, и тут нет никаких противоречий, отвечать или сражаться с тем, кто напал, со своей территории, — сказал он. — Нам следует найти равновесие между эскалацией агрессии и необходимостью украинцев защищаться».


На самом деле Лондон, к примеру, поставляющий крылатые ракеты Storm Shadow, еще в начале мая дал понять, что удары по российской территории вполне можно наносить. Что же касается Вашингтона, то госсекретарь Блинкен во время визита в Киев в середине мая высказался довольно обтекаемо:


«Мы не подталкивали и не поощряли удары вне территории Украины, но в конечном итоге она сама должна решить, как именно ей вести эту войну».


Канцлер Германии подтвердил, что ФРГ — против использования Украиной западных вооружений по военным целям на российской территории. Он напомнил, что между Берлином и Киевом существуют на этот счет четкие договоренности, они не меняются, и политика Германии состоит в том, чтобы избежать эскалации. С ним согласна и лидер Италии Джорджа Мелони:


«Я вообще не понимаю, зачем господин Столтенберг такое сказал. Хотя я согласна с тем, что НАТО должна проявлять твердую политику, и не подавать сигналов слабины».


С разной степенью эмоциональности, но в том же духе ее поддержали два ведущих вице-премьера Сальвини и Таяни («Пусть этот господин либо извинится, либо исправит свои слова, либо подаст в отставку»). Италия в принципе всегда была не согласна с идеей использования поставляемого оружия на территории России и сейчас подтвердила свое видение проблемы.

Остальные страны пока не определились, во всяком случае не озвучили четко свою позицию. Вот французский президент время от времени делает громкие заявления, и хоть прямо не призывает бить по военным целям РФ за ее пределами, но допустил, что «можно поражать базы, с которых ведутся пуски ракет». При этом другие военные объекты — аэродромы, склады ГСМ, казармы и т.д. — не упомянул. Впрочем, Главком ВСУ Сирский объявил, что «уже подписал документы, позволяющие французским военным инструкторам приехать в страну и работать в наших центрах подготовки».

А вот как считает председатель Комитета по международным делам французского парламента Жан-Луи Бурланж. Он отмечает, что российская экономика понемногу разворачивается и превращается в военную. Вся украинская территория обстреливается дальнобойными установками, в том числе предоставляемыми союзниками России, — имеются в виду поставки баллистических ракет из Северной Кореи и иранских дронов. В то время как украинцы используют дроны местного производства. Поэтому происходит расбалансирование всей ситуации на фронте. Он напрямую не призывает Францию стать участником противостояния, но снять некоторые устоявшиеся табу — безусловно.


«По какому праву мы должны отказать украинцам, несущим потери, в праве на ответ, — пишет он. — Право на законную самооборону исключает право на сакрализацию территории противника... Пора уже выйти из резерва и занять позицию, сравнимую с британской и американской».


Кстати, по поводу ракет средней дальности. Польша объявила о том, что намерена закупить у США крылатые ракеты на 677 миллионов евро для защиты от потенциальных рисков нападения со стороны России. В коммюнике польского министерства обороны объясняется, что военные действия на Украине показали, что для поражения целей, удаленных от линии фронта, нужны ракеты с дальностью около 1 000 километров. В какую сторону они полетят, понятно, тем более, что AGM-158 JASSM-ER (Joint Air-to-Surface Standoff Missile) призвана работать там, где уже не справляется ПВО. Они будут поставлены в Польшу с 2026 по 2030 годы.

Вся эта история с громкими заявлениями призвана сопровождать визит Владимира Зеленского в Испанию, Бельгию и Португалию, где Украине обещаны новые вооружения.

С Брюсселем было подписано соглашение по безопасности, по которому Украине будет поставлено еще 30 истребителей F-16 к 2028 году, как только Бельгия начнет переходить на американские F-35, а до конца текущего года помощь составит почти миллион евро и прибудут первые из 30 истребителей.