Клаудиа Шейнбаум на шесть лет станет самым влиятельным человеком в Мексике: главнокомандующим вооруженными силами, главой исполнительной власти и вершителем внешней политики второй по величине экономики Латинской Америки
«Я стану первой женщиной-президентом Мексики», — с голливудской улыбкой сообщила Клаудиа Шейнбаум своим сторонникам в центре Мехико вскоре после того, как Национальный избирательный институт (INE) объявил о ее лидерстве на выборах президента этой страны, второй по численности населения и второй по экономическому развитию в Латинской Америке.
Эти выборы по многим причинам названы в Мексике историческими. Для голосования зарегистрировано почти 100 миллионов человек, ради которых по всей стране были открыты 170 000 избирательных участков. Явка составила около 60%. Кроме президента, мексиканцы избирали губернаторов в девяти из 32 штатов страны, в том числе мэра столицы, а также всех 500 членов Палаты депутатов, 128 членов Сената Республики и почти 20 000 членов местных органов власти.
По сути — это крупнейшие выборы, которые когда-либо проводила страна. Вишенкой на торте стала борьба за «олимп» двух женщин и примкнувшего к ним без права на победу мужчины в роли статиста.
Ранним утром понедельника 3 июня президент INE Гуадалупе Таддеи объявила предварительные результаты, не оставлявшие никакого сомнения в том, кто станет новым президентом Мексики.
Это победившая Клаудиа Шейнбаум от партии Morena, представлявшая правящую коалицию «Продолжим творить историю» (Sigamos Haciendo Historia), которая набрала более 60% голосов. Кандидат от оппозиционной правой коалиции «Сила и сердце за Мексику» (Fuerza y Corazón por México) Ксочитл Гальвес, как и ожидалось, оказалась на втором месте с 28,6% голосов. Третий «соломенный» кандидат — Хорхе Альварес Майнес от центристской партии «Гражданское движение» (Movimiento Ciudadano), не входящей в коалицию ни с какими другими силами, набрал 10,8% голосов.
И это случилось в стране «мачо», где женщины получили право голоса только в 1953 году. Правда, ни один закон не препятствовал кандидатам-женщинам занимать государственные должности. В настоящее время женщины возглавляют ключевые мексиканские институты, такие как Сенат, Верховный суд и Национальный избирательный институт. Мексика занимает третье место среди стран Латинской Америки с наибольшим количеством женщин в национальном кабинете министров (44%) и имеет 10 женщин-губернаторов среди 32 штатов. Но впервые женщина, к тому же еврейка, как акцентируют все наблюдатели, в этой католической стране стала президентом.
Кстати, в странах Латинской Америки женщины руководили Аргентиной, Бразилией, Боливией, Чили, Никарагуа, Гондурасом, Эквадором, Сальвадором, Панамой, Гаити и Коста-Рикой. Но во всех этих странах, может, за исключением Аргентины, никто не «оплакивал» уходящего мужчину-президента.
В Мексике выборы широко восприняты как «политическое напутствие» уходящего по закону, а не по собственному желанию (конституцией страны политик не может избираться два срока подряд), Андреса Мануэля Лопеса Обрадора (AMLO, как неофициально его называют в стране и за ее пределами). В принципе ему Шейнбаум обязана всем — от выдвижения до предвыборной кампании, приведшей к президентству.
Андрес Мануэль Лопес Обрадор
И Шейнбаум построила свою кампанию на обещании продолжить политику Лопеса Обрадора. В первую очередь, это касается внутренней политики, от которой, как утверждал и проводил ее AMLO, зависит внешняя.
Лопес Обрадор полностью изменил мексиканскую политику. За прошедшее шестилетие Мексике удалось сократить бедность, от которой по-прежнему в той или иной степени страдают 36% из 126 миллионного населения. За время его правления миллионы мексиканцев выбрались из бедности, а минимальная заработная плата удвоилась. AMLO выделил пособия малообеспеченным семьям: 70% мексиканских домохозяйств имеют либо школьные стипендии, либо пенсии, либо другие пособия. Во время своего президентства Лопес Обрадор, свидетельствуют аналитики, «существенно увеличил минимальную заработную плату в Мексике и инвестировал в инфраструктурные проекты в беднейших регионах страны».
Но есть и назревшие проблемы. Дефицит федерального бюджета вырос примерно до 6% в этом году, а национальная нефтяная компания Pemex работает с огромным долгом, что напрягает государственные финансы. Неясно, как Шейнбаум сможет выполнить ряд предвыборных обещаний: от строительства государственных школ и новых медицинских клиник до расширения программ социального обеспечения, учитывая текущее состояние государственных финансов.
К тому же за те же шесть лет правления AMLO страна превзошла все уровни криминализации, и его критиковали за «расшатывание» национальной системы безопасности, за неспособность контролировать безудержный рост производства и торговли наркотиками и, как следствие, за рост преступности и насилия в стране. За время правления Лопеса Обрадора были убиты свыше 185 000 человек — больше, чем во времена любой другой администрации в современной истории Мексики. Только за нынешнюю предвыборную кампанию погибли 38 кандидатов на руководящие посты в местных органах власти. Воскресное голосование также омрачено убийством двух человек на избирательных участках в штате Пуэбла.
Политика «объятий, а не пуль» в «перевоспитании» наркокартелей, которую проводил Обрадор, не привела к значительному сокращению убийств, предвыборные программы по преследованию наркобаронов в ходе тотальной войны претендентов за «престол» также не обещают решение вопроса.
Десятки организованных преступных группировок контролируют города, кварталы и сельские поселки. Крупнейшие картели Мексики открыли новые фронты насилия в отдаленных уголках, таких как поросшие джунглями участки границы между Мексикой и Гватемалой. Они не только воюют между собой, но и отнимают деньги даже у самых нищих.
Лопес Обрадор однажды заявил, что «лучшая внешняя политика — это хорошая внутренняя политика». Он не особо лез на арену мировой политики, избегал крупных международных встреч, включая саммиты G-20 или саммит Америк 2022 года. При этом был вынужденно вовлечен в миграционную проблему США, которая оказывала и оказывает прямое негативное воздействие на внутриполитическую ситуацию в самой Мексике.
Что касается экономики, то возможности очевидны: Мексика сейчас является крупнейшим торговым партнером Соединенных Штатов, которые стремятся создать из южного соседа замену Китаю, наводнившему рынок своими товарами. Им удалось перенести дешевое производство товаров потребления в Мексику, сотворить из мексиканской валюты «суперпесо». Причем бесконтрольно и без права мексиканцев на монополию.
Прибавьте миграционную проблему, которую. Вашингтон всячески стремится решить за счет южных соседей, в частности, за счет Мексики, от которой отгородился «стеной Трампа».
Внешняя политика не стояла на первом месте в списке неотложных забот мексиканских граждан, когда они шли на избирательные участки 2 июня. Как и большинство жителей мира, их больше волнуют базовые жизненные проблемы, включая питание, работу и безопасность. Но это не освобождает от ответственности новые власти.
У победившей на выборах Клаудии Шейнбаум богатые знания и богатый опыт: у нее степень доктора философии, доктора технических наук в области энергетики, она удостоена в составе группы ученых-климатологов ООН Нобелевской премии мира, она научилась управлять одним из крупнейших городов Западного полушария. Но хватит ли у нее сил для решения триединой задачи развития страны — экономической стабильности, безопасности и борьбы преступностью и внешней независимости от северного соседа?
Линии фронта очерчены. 1 октября Андрес Мануэль Лопес Обрадор торжественно вручит Клаудии Шейнбаум «дирижерскую палочку» власти.