Какие цели преследовало руководство «Грузинской мечты — Демократической Грузии», несмотря ни на что принимая закон об «иностранных агентах», и чего ждать в ближайшем будущем
И все-таки закон «О прозрачности иностранного влияния» официально вступил в силу. Парламентарии легко преодолели президентское вето, наложенное французской гражданкой Саломе Зурабишвили (набрать необходимые для этого 76 голосов, когда твоя фракция включает 84 члена парламента, — дело нехитрое). Председатель парламента Грузии Шалва Папуашвили подписал законопроект, обязывающий финансируемые из-за рубежа неправительственные организации и СМИ регистрироваться в специальном реестре и заполнять ежегодную финансовую декларацию.
Через 60 дней после окончательного принятия закона, до 4-5 сентября, неправительственные организации и СМИ, более 20% годового дохода которых в 2023 году было за счет зарубежного финансирования, должны зарегистрироваться в реестре организаций, проводящих иностранные интересы.
Но вернемся на несколько месяцев назад, в начало текущего года, когда, комментируя возвращение в большую политику Бидзины Иванишвили, состоявшееся 30 декабря 2023, мы обратили внимание на его высказывание, что оно в частности обусловлено тем, что Грузия сталкивается с проблемами, которые вытекают из «сложной геополитической обстановки». Что за проблемы, Почетный председатель партии «Грузинская мечта — Демократическая Грузия» (ГМ-ДГ) не уточнил.
Бидзина Иванишвили
Теперь, полгода спустя, можно со значительной степенью уверенности предположить: руководство ГМ-ДГ знало или допускало возможность обострения политической ситуации в стране после октябрьских парламентских выборов, что могло бы привести к смене режима по лекалам «цветной революции».
Так что, думается, принятие этого закона стало превентивным ударом. Причем весьма болезненным для противников нынешней власти.
Дело в том, что грузинское законодательство запрещает прямое иностранное финансирование политических партий. И для того, чтобы его обойти, как раз и используются многочисленные НПО, легально получающие деньги из зарубежных фондов, благотворительных и правительственных организаций других стран,которые выступают как «фирмы-прокладки» для финансирований оппозиционных политических структур. Кстати, это касается всего постсоветского пространства, где законов об «иностранных агентах» еще нет.
Однако и противники ГМ-ДГ сдаваться не собираются. Роль организатора и координатора по сути дела антиправительственной активности взяла на себя мадам Зурабишвили, которая уже давно снискала себе репутацию «президента от оппозиции».
3 июня, в президентском дворце она собрала 17 представителей оппозиционных партий, к которым присоединились еще пять вроде как «независимых» депутатов парламента. И эта группа зподписала «Грузинскую хартию», разработанную бывшей сотрудницей МИД Франции. В числе подписантов, естественно, оказалась ведущая оппозиционная партия «Единое национальное движение» (ЕНД), основанная Михаилом Саакашвили.
Хотя ЕНД и имеет твердые шансы пройти пятипроцентный барьер на будущих выборах, после последнего раскола партия остро нуждается в союзниках, которые помогли бы ей создать в парламенте мало-мальски влиятельную фракцию.
Не вдаваясь в детали «Хартии», отметим: в документе, который подготовила Зурабишвили, отмечается, что «после победы на парламентских выборах» в октябре этого года участники хартии обязуются в течение нескольких месяцев назначить внеочередные парламентские выборы, которые, по заявлению Зурабишвили, будут действительно «свободными справедливыми». То есть поражение ГМ-ДГ рассматривается как само собой разумеющееся.
Хартия также предполагает аннулирование законов, наносящих вред проевропейскому курсу Грузии, и в первую очередь закона «О прозрачности иностранного влияния». Также предполагается коренное реформирование судебной власти и правоохранительных структур, изменение порядка формирования аппарата Центральной избирательной комиссии.
И еще: правительство, которое придет к власти после выборов 26 октября, будет формироваться не из представителей политических партий, а из «людей, отличающихся профессионализмом», которых станет согласовывать сама президент.
Любопытный момент! Уж не претендует мадам на роль Саакашвили 2.0?
Саломе Зурабишвили
Одним словом, планов у противников нынешней власти, вежливо говоря, громадье. Заковырка в том, что для реализации этих проектов необходимо победить на октябрьских выборах. Всего-навсего.
Но для этого, как минимум, необходимо, чтобы все оппозиционные партии или, по крайней мере, их большинство, выступили единым фронтом, откинув личные амбиции своих руководителей.
А вот с этим возможна загвоздка. Дело в том, что практически все грузинские политические структуры (мы сейчас говорим об оппозиции) представляют собой партии так называемого «лидерского типа». Кстати, с этим были связаны и расколы в ЕНД, спровоцированные тем, что «в одной берлоге» оказывалось два равных по влиянию и амбициям «медведя». Нельзя исключать, что этот фактор уже проявился в том, что в резиденцию президента пока что явились представители всего лишь 17 партий, хотя только в одном Тбилиси их десятки.
Напомним: в Грузии, население которой даже по официальным данным немногим превышает 3,5 миллиона человек (в реальности эта цифра существенно меньше), официально зарегистрировано около 235 политических партий.
Тем не менее, как это видится в настоящее время, борьба предстоит нешуточная.
Как бы то ни было, но против ГМ-ДР выстраивается глобальный фронт. С одной стороны, блок оппозиционных партий, если, конечно, его удастся сформировать и удержать до октябрьских выборов. Плюс озлобленные будущими трудностями НКО, которым за время прохождения пресловутого закона вполне могли подбросить дополнительные средства для финансирования оппозиции и грядущих антиправительственных выступлений. Плюс страны Запада, которые не только выражают недовольство, но и готовы включить свое испытанное, правда, не всегда действенное оружие — санкции. Причем не только политические, но и экономические.
Естественно, по поводу и без продолжатся уличные протесты разной степени агрессивности и массовости. Тут следует оговориться, как оценивать массовые выступления в Тбилиси и других городах Грузии.
Наши федеральные каналы сообщали, что в протестных выступлениях на проспекте Шота Руставели и площадях Тбилиси участвовало аж до 80 тысяч человек. Цифра действительно впечатляющая. Но следует учитывать, что в республике в настоящее время действуют, по разным оценкам, от 10 до 20 тысяч различных НКО. И выходит, что для большой массовки им необходимо делегировать лишь по 8, а то и по 4 своих сотрудника и (или) активиста. Не более того.
Что касается «Грузинской Мечты — Демократической Грузии», то её правительство и парламентское большинство продолжают наступление.
Это — о недавнем сообщении на брифинге спикера парламента Грузии Шалвы Папуашвили о том, что в ближайшее время правящая партия планирует принять 19 законов под общим названием «против ЛГБТ-пропаганды среди несовершеннолетних и для защиты семейных ценностей».
Предполагается, что после принятия этого закона будут запрещены «пропаганда однополых отношений и инцеста» в произведениях искусства, ЛГБТ-марши, регистрация «любых отношений, альтернативных супружеству» между мужчиной и женщиной, воспитание детей однополыми парами, операции по смену пола и гендерная идентификация себя, отличная от биологической. Также предлагается установить в Грузии новый государственный праздник — «День святости семьи» 17 мая, когда на Западе отмечают День борьбы против гомофобии и трансфобии.
Сильный ход! Ничего не скажешь. Принятие этого закона однозначно обеспечит поддержку ГМ-ДГ со стороны Грузинской православной церкви, которая пользуется в стране авторитетом и влиянием, особенно в провинциях. Кроме того, учитывая настроения в грузинском обществе, подавляющее большинство которого придерживается традиционных ценностей, число тех, кто осенью может проголосовать за правящую партию, скорее всего, возрастет, и ей удастся сформировать фракцию, насчитывающую минимум 100 человек, включая сторонников из числа независимых.
А вот тогда — повторный импичмент президенту. Со всеми вытекающими последствиями.
Получится так или нет, будущее покажет. А сейчас очевидно, что до конца текущего года (как минимум) в Грузии будет по-настоящему жарко.