Завершившиеся выборы в Европарламент стали отражением новой реальности, при которой значительно усиливается голос евроскептиков
В Европе отшумели выборы в Европарламент десятого созыва. Начались они с голосования 6 июня в Нидерландах, а закончились 9 июня, когда к урнам пришли избиратели большинства стран ЕС, включая Германию. В 27 странах Евросоюза правом голоса обладают 373 млн человек. Это вторые по размаху (после Индии) демократические выборы в мире. Списочный состав новых слуг народа появился оперативно — в воскресенье в 23:00 по среднеевропейскому времени. Всего в игре было 720 мандатов, на 15 больше, чем пять лет назад.
Сейчас предстоит самое интересное: большая часть депутатов начнет растекаться по фракциям общеевропейских партий, а меньшая — отправится в мир законодательных инициатив автономно, в качестве гордых одиночек.
Напомню, что в последнюю пятилетку в Страсбурге доминировала неофициальная большая коалиция из христианских демократов, социал-демократов и либералов. По итогам завершившихся выборов ситуация изменилась. Консерваторы и социал-демократы остались примерно на прежних позициях. А вот либералам и «зеленым» придется смириться с потерей мандатов.
Теперь о цифрах. По предварительным результатам, Европейская народная партия (ЕНП) вновь одержала негромкую победу. Она может рассчитывать на 189 мест (+13). Социал-демократы пришли к финишу вторыми, но чуть сдулись — 135 мандатов (-4). Либералы и «зеленые» дружно сбоили: соответственно 83 места (-19) и 53 (-19). Фиксируется значительное число внефракционных депутатов — 95. Расклад пока приблизительный и будет корректироваться. Явка вновь была невысокой — 51% (+0,34%).
Больше всех расстроился французский президент Эмманюэль Макрон. Его «Возрождение» получило всего 15 с небольшим процентов (-7%). А вот за партию Марин Ле Пен проголосовали 32% избирателей (в 2,5 раза больше, чем пять лет назад). Хозяин Елисейского дворца в сердцах объявил о роспуске парламента и досрочных выборах, которые пройдут скоро: первый тур — 30 июня, второй — 7 июля.
Главный прорыв: правые партии евроскептиков значительно усилили свое представительство (18% от общего числа депутатов). О желании взять под относительный контроль и организационно оформить крепнущую прямо на глазах политическую силу заявила премьер Италии Джорджа Мелони со своей партией «Братья Италии», которая в предыдущем созыве входила во фракцию «Европейские консерваторы и реформисты». Она имеет опыт управления своей страной во главе коалиции, состоящей из христианских демократов, популистов и ультраправых.
«Впервые результаты прошедших выборов могут положить конец неестественному и контрпродуктивному большинству в Европарламенте. Мы должны сохранять концентрацию и твердо стоять на ногах. Давайте смотреть в будущее», — заявила смелая и решительная итальянка.
Вместе со сторонниками французской правой популистки Марин Ле Пен, венгерского национал-патриота Виктора Орбана, лидера польской PiS Леха Качиньского и представителями партий евроскептиков из Германии, Швеции, Нидерландов, Словакии, Бельгии, Австрии она хочет сформировать новую большую право-националистическую фракцию. Задача сложная, но теоретически выполнимая.
Для справки: до сих пор на правом фланге в Европарламенте существовали две фракции — «Европейские консерваторы и реформисты» и «Идентичность и демократия».
Новые ветры в Европарламенте вполне могут перечеркнуть планы амбициозной и авторитарной немки Урсулы фон дер Ляйен повторно переизбраться на пост главы Еврокомиссии. «Брюссельскую фурию» выдвинула в качестве кандидата ЕНП на своем съезде, который состоялся в марте в Бухаресте. Запомните расклад: ее поддержали всего 400 делегатов из 801, воздержались 312, 89 были против. То есть проскочила она, по правде, на тоненького.
Теперь что касается дальнейшей процедуры назначения шефа европейского правительства. Урсула должна сначала пройти согласование в Совете Европы, в который входят главы всех 27 стран ЕС. А потом, чтобы она смогла возглавить высший орган исполнительной власти, ей необходимо в Европарламенте получить одобрение большинства депутатов (минимум 361 голос). Пока максимум, на который она (чисто теоретически) может рассчитывать, — 351.
Хитрая Урсула уже заявила, что не исключает сотрудничества с парламентариями из той фракции, которую попытается сколотить Мелони.
«Она (Мелони) — явно проевропейская. Она против Путина, она сказала это очень четко. И выступает за верховенство закона. Если так будет и впредь, мы предложим сотрудничество», — отметила действующая глава Еврокомиссии.
Ее, правда, сразу же охладил канцлер Олаф Шольц. Он уточнил, что Берлин поддержит кандидатуру «Фрау Фон» при условии, если ее правоцентристская ЕНП сможет создать стабильное большинство в новом Европарламенте без поддержки ультраправых.
«Председатель комиссии всегда должен опираться на демократические партии Европы, на платформу, включающую социал-демократов, консерваторов и либералов», — добавил Шольц.
Плетет интриги против Урсулы и действующий глава Европейского совета Шарль Мишель (находящийся в вертикали исполнительной власти, кстати, выше, чем немка). Он давно считает, что фон дер Ляйен не по праву прибрала всю власть, превратившись (по сути) в «императрицу всея Европы». Мишель по должности имеет прямые контакты со всеми лидерами ЕС. Источники издания Politico считают, что бельгиец, стремясь исключить переназначение Урсулы, прибегнет к стратегии индивидуальных бесед с ними на эту тему. Известно, например, что в Париже испытывают определенное недовольство практикуемым фон дер Ляйен стилем управления.
«Это всех сводит с ума, потому что его игра столь очевидна — заставить фон дер Ляйен споткнуться. При этом сам он мечтает занять другой высокий пост», — сказал Politico один из собеседников на условиях анонимности.
Поговаривают, что Мишель хочет занять в новой Еврокомиссии пост верховного представителя ЕС по внешней политике и политике безопасности, потеснив набившего уже всем оскомину Жозепа Борреля. Так что в его интересах иметь в перспективе не такую властную руководительницу.