Несмотря на прогрессирующую вторую волну пандемии, вызвавшую замедление роста глобальной экономики в четвертом квартале прошлого года, и мало обнадеживающие тенденции, проявляющиеся в начале января, ведущие западные бизнес аналитики прогнозируют возможность того, что 2021 год станет переломным, и мир вернется на путь поступательного развития.
Так, аналитики американского центра Business Monitor International (BMI), которое является структурным подразделением международного рейтингового агентства Fitch, подчеркивают, что согласно их прогнозу, в 2020 году глобальная экономическая активность сократится на 4,0%. Однако они ожидают её восстановление на 5,5% в 2021.
Говоря о показателях отдельных стран, эксперты BMI отмечают, что они пересмотрели темпы роста ряда государств в наступившем году в сторону их повышения: США (с 3,9% до 4,1%), Японии (с 2,1% до 2,7%), Бразилии (с 3,2% до 3,5%), Саудовской Аравии (с 2,7% до 3,1%), Индии (с 6,2% до 9,5%), Индонезии (с 3,3% до 6,1%), Малайзии (с 6,2% до 11,5%).
На фоне таких позитивных оценок необходимо отметить, что Stratfor, другой американский аналитический центр, предупреждает, что перспектива восстановления глобальной экономики не означает, что все страны будут синхронно отыгрывать свои позиции.
Отметим также, что бытующее сравнение последствий пандемии COVID-19 с последствиями Великой депрессии не представляется американцам верным, так как негативные последствия эпидемии 2020 года для бизнеса, политики, социальной сферы и т.д. стали проявляться, если не на её начальной стадии, то уж точно в середине первой волны. События 1929-1939 годов были более растянутыми во времени.
Возвращаясь к вопросу о неравномерности преодоления последствий пандемии, нельзя не выделить ситуацию в Китае, экономика которого практически единственная в мире продемонстрировала в 2020 году положительный, хотя по стандартам Поднебесной, и минимальный рост – 1,9 %. В 2021 году с учетом тенденций мировой конъюнктуры, по прогнозам BMI, она подрастет уже на 10,2%.
Свою позицию эксперты аргументируют ростом кредитного импульса с сентябрьского показателя в 8,9 % до октябрьского 9,4 %. А также ноябрьскими данными индекса деловой активности (PMI), которые продолжают расти по сравнению с октябрем в производственном секторе с 53,6 пунктов до 54,9, а в сфере услуг с 56,8 до 57,8.
Отметим также, что в ноябре экспортный сектор китайской экономики показал рост на 21,1% в годовом исчислении, чем вызвал немалое удивление у многих аналитиков мира, которые посчитали это «сезонным явлением», связанным с предпраздничными закупками (Рождество и Новый год). Импорт, напротив, вырос в том же месяце только на 4,5%, что в сочетании с ростом розничных продаж на 4,3% в октябре, что указывает на то, что внутрикитайский потребительский спрос хоть и укрепляется, но все еще отстает от общего восстановления.
По прогнозам BMI, избрание Байдена на пост президента США может привести к ослаблению американо-китайского противостояния в торгово-экономический сфере, что придаст экономике Поднебесной дополнительный импульс. Однако этому, по мнению аналитиков, будет предшествовать период дальнейшей эскалации торговой войны.
Касаясь глобальной торговли активами, американские эксперты отмечают, что на фоне начала массовой вакцинации опасения и неопределенность инвесторов начинают сокращаться даже, несмотря на сохранение, а где-то и введение новых ограничительных мер. Данный факт в совокупности с восстановлением роста и доходности экономики в 2021 году, а также более слабым долларом США должен поддержать активы, которые пока находятся в зоне риска.
Согласно прогнозам, несмотря на сохранение определенной волатильности рынков, как минимум, в краткосрочной перспективе, инвесторы постараются максимально использовать процесс смены власти в США, последствия сезонного гриппа и торги акциями крупных фармацевтических компаний на фоне начала массовой глобальной вакцинации.
Комментируя перспективы американского доллара, BMI прогнозирует, что валюта продолжит ослабевать, главным образом, из-за активных действий Федеральной Резервной Системы США, огромного бюджетного дефицита и неуклонного растущего намерения рисковать по поводу и без.
На фоне того, как процентные ставки и доходность облигаций останутся в краткосрочной перспективе неизменными, по мере восстановления мировой экономики кривые доходности на многих рынках на сегодняшний день становятся все круче. Таким образом, низкая доходность на коротких позициях в сочетании с более слабым уклоном в сторону доллара США должна помочь поддержать "высокорисковые" активы.
Тем не менее, избирательность в действиях и решениях останется ключевым фактором в обозримой перспективе, так как многие инструменты в настоящее время характеризуются слабыми макроэкономическими основами, политическими рисками, и их восстановление несколько задерживается из-за более медленного распространения вакцин от COVID-19, чем предполагалось первоначально.
На фоне благоприятных макроэкономических изменений сырьевые рынки в 2021 году, вероятнее всего, продолжат медленное восстановление и рост. В этой связи прогнозируется, что рост цен на нефть будет лидирующим среди других сырьевых товаров. Помимо увеличения спроса это связывается с тем, что в прошлом году это сырье оказалось недооцененным. В частности, из-за COVID-19. Перспективы для промышленных металлов более неоднозначны. BMI прогнозирует, что цены на металлы в 2021 году будут в среднем выше в годовом исчислении, за исключением железной руды, которая может оказаться одной из самых низких.
От себя отметим, что, несмотря на большую вероятность роста, он будет ограничен в своем потенциале не только опасениями инвесторов, но и тем, как страны будут выходить из ограничительных мер в случае, если новой волны коронавируса удастся избежать, ну или хотя бы максимально минимизировать ее последствия.
2021 год ожидается более позитивным, чем 2020
Несмотря на ноябрьские прогнозы ряда экспертов относительно того, что новый спад в экономическом развитии в конце 2020 года, введение карантина на новогодние праздники, сохранявшаяся тогда неопределенность в отношении Brexit’а, могут заморозить процесс развития мировой экономики в 2021, в настоящее время с определенной осторожностью можно говорить, что она начинает постепенное восстановление после потрясений коронавирусного года.
Это связывается в первую очередь с одобрением четырёх вакцин от COVID-19: американской – Pfizer–BioNTech, российской – Спутник-V, китайской – CoronaVac и вакциной от британской корпорации AstraZeneca. Впрочем, следует отметить, что существуют и другие разработки, в том числе и российские, однако, в настоящее время лишь российская вакцина демонстрирует эффективность и безопасность на нынешнем этапе разработки. Американская приводит в ряде случаев к тяжелым осложнениям, британская показывает неэффективность и планируется использоваться с применением второго компонента Спутник-V.
Тем не менее, процесс, как говорится, пошел и в России, США и ряде стран ЕС начался процесс вакцинирования населения и, в первую очередь, групп риска (врачей, учителей, госслужащих, социальных работников и так далее). На этом фоне инвесторы начали отмечать сокращение уровня неопределенности и начало пути экономической нормализации.
Впрочем, нельзя не отметить, что в подобных условиях PMI европейского сектора услуг снова сократились, что позволяет прогнозировать риски и ухудшение прогнозов и результатов, как для четвертого квартала 2020 года, так и для первого квартала 2021.
В США ряд крупных корпораций оборонного сектора демонстрируют рост прибыли в годовом исчислении, что резко контрастирует с тем, что было несколько месяцев назад, кроме того, опросы указывают на небольшое улучшение ценовой политики, что положительно сказывается на будущей прибыльности. Говоря о США, отметим также, что на сегодняшний день с избранием Байдена главой государства можно допустить вероятность выхода из политического тупика, связанного с утверждением нового бюджета. Дискуссии продолжаются, и есть вероятность, что может быть достигнуто соглашение о пакете стимулирующих мер стоимостью около 900 миллиардов долларов, что, как ожидается, будет полезно для роста рынков и стабилизации экономической ситуации.
В Китае, как мы уже отмечали, продолжается восстановление экономики, но неопределенность вносит вопрос о том, какую политику в отношении этой страны будет проводить Джо Байден. В BMI считают, что новая администрация будет настроена на дипломатический подход, тогда как другие аналитические центры допускают вероятность продолжения торговой войны между США и КНР.
В России восстановление экономики, как ожидается, будет проходить достаточно медленно ввиду ее структурных особенностей, бюрократии и порой долгого процесса реализации принятых руководством страны решений.
Тем не менее, действия властей по реакции на вторую волну пандемии, которые способствовали сохранению значительной части деловой активности, а также политика импортозамещения, призванная развивать внутренние производства в ключевых для страны сферах и секторах, позволяет прогнозировать хоть и медленное, но планомерное возвращение в течение 2021 года к показателям конца 2019 года с последующим ростом.
Ключевыми рисками для мировой экономики на сегодняшний день в 2021 представляются резкий рост курса доллара США и ужесточение финансовых условий во всем мире и, в частности, в еврозоне, продолжение американо-китайской торговой войны.
Для ЕС необходимо выделить Brexit. И хотя сделку между Европой и Туманным Альбионом удалось заключить, что несколько успокоило положение на фондовых рынках, детализация достигнутых договоренностей растянется на годы. Кроме того, аналитики Stratfor отмечают, что не следует забывать и о внутренних проблемах Европы, которые обострились в ходе пандемии и будут тормозить процесс восстановления экономических показателей Старого Света.
Также необходимо отметить, что COVID-19 осложняет восстановление мировых цепочек поставок товаров и услуг, что продолжает нарушать привычные логистические схемы и тормозит процесс глобального экономического восстановления. Тем не менее, главным риском для всех экономик мира по-прежнему остается вероятность новой волны коронавируса, а также его мутации, которые в последние недели фиксируются все чаще. Опасность пандемии нового типа может вынудить правительства вновь прибегнуть к жесткому карантину, что приведет к новому экстремальному сокращению деловой активности, взрывному росту и без того значительной безработицы, количества банкротств и общего сокращения доходов граждан. А это несет за собой потенциальную угрозу не только массовых протестов, но и более тяжелых политических последствий.