Сын президента США Джо Байдена признан виновным по всем трем пунктам обвинения по делу о хранении оружия
«Вынесенный обвинительный приговор является первым случаем, когда ближайший родственник президента был признан виновным в преступлении во время пребывания отца у власти», сообщал телеканал CNN. Хантеру Байдену грозит штраф в размере до 750 тысяч долларов и... до 25 лет тюремного заключения.
Для 12 присяжных судебные слушания в штате Делавэр представляли собой трудноразрешимую моральную дилемму. С одной стороны, у стороны обвинения на руках было неопровержимое доказательство, что отпрыск президента, называемый, согласно американскому политжаргону, «первый сын», скрыл при приобретении огнестрельного оружия, что употреблял наркотики и потому состоял на учете.
С другой стороны, часть заседателей, испытывающих симпатии к демократам североамериканского генотипа, отчетливо понимали, что осуждение сына самым негативным образом скажется на его папе, который 5 ноября намерен переизбраться и править следующие четыре года.
Понятно, что Джо Байден не мог отделаться фигурой умолчания. Не каждый день судят «первого сына». По дельному совету политтехнологов накануне суда он ограничился кратким комментарием: «Я президент, но я еще и отец».
Не менее умным советом воспользовалась и его супруга Джилл Байден, которая, хотя и является мачехой Хантера, приехала поддержать пасынка в федеральный суд штата Делавэр. Папа не смог этого сделать, потому как в тот момент находился во Франции, где своим присутствием подкреплял миф о том, что именно высадка англо-американских войск в Нормандии стала переломным моментом в войне против нацистской Германии.
Ситуация для предвыборного штаба «сонного Джо», которого в нормандской мизансцене пресса застала за поисками несуществующего стула, сложная. Прокуроры получили свидетельство Кэтлин Бюле, экс-супруги Хантера, подтвердившей его прежнюю наркозависимость, а также Холли Байден, вдовы его старшего брата, умершего в мае 2015 года в возрасте 46 лет.
Уже будучи вдовой, Холли, находившаяся в краткосрочной романтической связи со своим деверем, обнаружила у Хантера шестизарядный револьвер Colt Cobra и просто выбросила его в мусорный контейнер. Разгневанный деверь потребовал, чтобы она вернула ему оружие. Когда же револьвер, в конечном счете, оказался у полиции, то на нем нашли следы кокаина.
У Холли, по ее словам, были самые благородные намерения, когда избавлялась от «ствола». Она не хотела, чтобы Хантер «причинил себе вред, и не хотела, чтобы дети обнаружили это и причинили себе вред». Понять вдову можно, поскольку именно Хантер приобщил ее к употреблению наркотиков. Ей потребовалась вся сила воли, чтобы избавиться от этого пристрастия.
Сам же Хантер не признавал свою вину, что он утаил факт своей наркозависимости. «Первый сын» утверждал, что к моменту приобретения огнестрельного оружия находился в состоянии ремиссии после прохождения двухдневного(!) лечения в клинике. Это обстоятельство якобы внушило ему убежденность в том, что он окончательно «завязал» и более не подвержен пагубной страсти.
Для впечатлительных присяжных мог сгодиться, действительно, по-человечески трогательный довод, который Хантер Байден приводил в своих мемуарах «Красивые вещи», вышедших в 2021 году. Смерть брата стала дополнительной психологической травмой. В детстве они оба чудом выжили в автомобильной катастрофе, которая оборвала жизни их матери и младшей сестры. Но сентиментальность не всегда служит определяющим мотивом при вынесении приговора о виновности подсудимого.
Судя по тому, что Белый дом включил режим относительного пиар-молчания по поводу итогов судебных слушаний, Джо Байден и дальше будет предельно осторожен в своих комментариях. Суд над его сыном случился совсем не вовремя. Как отмечает британская «Гардиан», суд проходил в тот момент, когда демократы
«стремятся подчеркивать беспрецедентный в истории случай, когда Трамп стал первым и единственным президентом США, которого признали уголовным преступником».
Вместе с тем президент Байден, действуя на опережение с учетом поднятой скептиками волны о том, что президентский сынок и на этот раз выйдет сухим из воды, заранее заявил: он примет приговор, каким бы он ни был, а в случае обвинительного вердикта не воспользуется своим правом главы государства о помиловании.
В июне 2023 года Хантер уже признал себя виновным в неуплате налогов с $1,4 миллиона долларов в период с 2016 по 2019 год. Этот доход был получен, в том числе, и в качестве члена совета директоров Burisma Holdings, украинской газодобывающей компании со штаб-квартирой на Кипре, через которую киевские олигархи лоббировали свои интересы, подкупая вашингтонских чиновников.
На самом деле, как утверждают источники, близкие к республиканской партии, речь идет о многих миллионах долларов, которые «первый сын» через известную схему якобы «консалтинговых» фирм-прокладок перевел на семейные счета. Десятина, как утверждает местная пресса, шла непосредственно Джо Байдену, которого в переписке сын называл Big Guy — «Большой парень».
Более того, пишет американист-политолог Малек Дудаков, Хантер
«успел постричь денег и с китайских госкомпаний. И даже помогал румынской мафии порешать вопросики в Высоком суде Лондона».
На «первом сыне» также висят и другие грехи. По свидетельским показаниям, бывали дни, когда Хантер принимал крэк-кокаин каждые 20 минут. В своих мемуарах Хантер признался, что «кормил зверя» своей наркозависимости.
Специальный прокурор Дэвид Вайс, который вел дело «первого сына», утверждал: собраны улики, что злоупотребление наркотиками Хантером Байденом имело место «до, во время и после того периода, когда он владел оружием». За все время, что вел разгульную жизнь, сын президента потратил на наркотики и проституток $3,4 миллиона. По совокупности всех своих прегрешений, согласно американскому законодательству, Хантер Байден может провести следующие 42 года за решеткой. Может, но это неточно. Пока его осудили только за незаконное хранение оружия.
Примечательно, что республиканцы до сих пор обходили молчанием выигрышный для них эпизод с обвинением сына главного демократа. Почему?
Неделю назад нью-йоркские присяжные сочли бывшего президента США виновным в фальсификации документов, касающихся выплаченных им «откупных» за соблазнение девушки с пониженной социальной ответственностью — порноактрисы Сторми Дэниелс. Предвыборный штаб прежнего обитателя Белого дома тогда вовсю разгонял тезис о том, что
«Байден превратил систему уголовного правосудия в оружие против Трампа».
Сейчас все поставлено на паузу. Трамписты понимали, что, если «первого сына» признают виновным, будет сложно обвинять Фемиду в предвзятости или даже продажности. Вот если бы присяжные вынесли оправдательный приговор или же ограничились символическим наказанием, то аргумент республиканцев о политизированном демократами правосудии мог бы превратиться в пропагандистскую козырную карту.
В любом случае темная репутация Хантера Байдена — как не повзрослевшего запойного мальчика-мажора, наркомана, обманом завладевшего огнестрельным оружием, — уже легла густой тенью на папу-президента. И тем самым еще сильнее придавит его снижающиеся рейтинги популярности.
В афористичной в России фразе «сын за отца не отвечает» демократы вполне могут поменять действующих лиц местами. Но прозвучит ли это убедительно?..