Фараджу стало скучно

Его партия Reform UK становится третьей силой Великобритании и вполне сможет повлиять на исход предстоящих выборов

Тори тонут. Опросы лучше не становятся — на 20 пунктов, как ни крути, лейбористы опережают консерваторов, хотя по данным агентства Snap YouGov, Сунак был лидером, хоть и с минимальным преимуществом — он ярче выступил на первых теледебатах со своим соперником.

На второй неделе предвыборной кампании тори отчаянно пытаются переломить ситуацию, не говоря о том, под каким давлением со стороны партийцев оказался сам премьер. Идет шквал заявлений: например, о введении обязательной военной службы с 18 лет, суровом наказании за махинации с баллами водительских прав, об установлении годового лимита при выдаче виз иммигрантам... Лейбористы ведут более осторожную кампанию, сориентированную, прежде всего, на вопросы безопасности.

И тут, как черт из табакерки, на сцене появляется Найджел Фарадж, лидер правой популистской партии Reform UK, бывшей UKIP, партии Независимости, которая проявила себя во время агитации за выход Британии из ЕС. А после Брекзита, как оказалось, заняться им особо нечем и реформисты плавали в конце списка популярности. Они оставались в тени тори и особо им не мешали.

На выборах 2019 года Reform UK решила не выставлять своего кандидата, и Борис Джонсон прошёл с преимуществом в 80 голосов. Сейчас Фарадж вдруг решил баллотировать своих почти во всех округах, в итоге его партия опережает по опросам либерал-демократов, стабильного «бронзового призера» пьедестала, и становится третьей партией страны.

Именно тот факт, что Reform UK решила выступить таким широким фронтом, вдруг серьезно уронил шансы консерваторов. По опросам YouGov, за месяц до выборов они получают 140 из 650 мест в Палате общин. Катастрофа.

Прорыв Reform UK начался в марте, после ухода из стана консерваторов их председателя Ли Андерсона, который стал первым депутатом реформистов в парламенте. Кстати, тот еще убежденный политик. Он ушел от лейбористов к консерваторам, добился там высокого поста, а потом от них перешел еще правее.

Андерсон быстренько обвинил мэра Лондона Садика Хана в том, что тот «позволил исламистам установить контроль над столицей», пообещал вернуть смертную казнь, а тем мигрантам, которые не довольны переселением в лагерь беженцев на баржу «Биби Стокгольм», рекомендовал убираться обратно во Францию.

Тут же, прямо в день бегства Андерсона, ряды Reform UK пополнила 1000 новых членов. Естественно, на таком драйве Фарадж, судя по всему, и принял решение выступить лидером партии и поиграть в выборы.

В партии в принципе три лидера. Ричард Тайс, миллионер, который рулил Reform UK с марта 2021 года, бывший депутат Европарламента, не показавший особых результатов в выборах разного уровня на родине. Второй — Бен Хабиб, зампред партии, тоже раньше заседал в ЕП, а на недавних дополнительных выборах получил в своем округе Виллингборо 13 процентов. Это неплохой показатель, демонстрирующий, что партия на подъеме. Его тоже, видимо, учитывал Фарадж, принимая решение выступить самостоятельно.

Большая часть его новых избирателей — те, кто голосовал за Джонсона в 2019 году. Это, как правило, пожилые люди, белые, не имеющие высшего образования, а главное, напуганные миграцией и ростом преступности. Важно: у них есть ощущение, что Брекзит ничего не дал. Следовательно, правительство Сунака не способно решить проблему с мигрантами, прибывающими с того берега Ла Манша.

Фарадж с порога объявил, что решил участвовать в кампании, поскольку считает ее «скучной». Далее последовало несколько сочных заявлений, на одно из которых следует, наверное, обратить особое внимание. По словам Ричарда Тайса, в планах Фараджа — дождаться раскола тори после поражения и возглавить правые силы Великобритании.

Это ровно то, чего добивается французский левак Жан-Люк Меланшон в стане левых у себя в стране. По принципу «разделяй и властвуй» раздробить или не дать собраться в кулак единомышленникам и встать во главе в качестве объединителя.

Такие планы Фараджа подтверждают и люди из его окружения. Правда, тут скорее речь пойдет о выборах 2029 года. На нынешних же задача «скучающего» Фараджа — посеять бурю в стане тори, которые все ближе к сокрушительному поражению в июле. Сам лидер высказывается о ситуации с консерваторами так:


«Естественно, я им не доверяю и не особо люблю. Я собираюсь изменить очертания нашего право-центристского крыла, что бы это не значило. Вы думаете, почему я назвал партию Reform UK? Вспомните, что было в Канаде в 92-93 годах. Там их Реформа пришла ниоткуда, с задворков, потому что канадские консерваторы переродились в социал-демократов, как наша эта толпа. Им потребовалось время — два избирательных срока. Но теперь это — крупнейшая право-центристская партия Канады. Они впитали в себя то, что осталось от консерваторов и провели ребрендинг».


В планах Reform UK — выход из Европейской конвенции про правам человека, которая мешает стране обращаться с мигрантами по собственному усмотрению, а именно отправлять обратно откуда приплыли.

Выход на экологический «чистый ноль» Тайс назвал «чистой глупостью» и обещает ускорить выдачу лицензий на добычу нефти и газа в Северном море. Все задачи по сокращению выброса углекислого газа — отменить, поскольку это только очередной удар по карманам налогоплательщиков.

Ставку корпоративного налога снизить с 25 до 20 процентов.

Бизнес-тарифы для малого и среднего бизнеса — долой! Но ввести 3-процентный налог на онлайн-доставку, которая процветает сейчас во всем мире. Так партия хочет создать более справедливые условия игры для крупных розничных торговцев.

По большому счету, программа повторяет основные положения тори, только переключатель поставлен на пару делений правее. Тот же выход из Европейской конвенции уже обсуждается среди консерваторов.

При этом у самой Reform UK с финансами не так, чтобы пышно. Много дает, конечно, Ричард Тайс из собственных сбережений. Но список остальных пожертвований от бизнесменов вообще не впечатляет — 10 000, 15 000 фунтов. Некоторые их коллеги из России больше оставляли в лондонских ресторанах.