Кувейт: раскол парламента приведет к финансовому краху?

Начав работу 15 декабря новый парламент Кувейта, согласно ожиданиям, сосредоточит внимание правительства на политически чувствительных вопросах по борьбе с коррупцией, а не на фискальных реформах, которые новый эмир Наваф аль-Ахмад ас-Сабах хочет сделать приоритетными. В свою очередь оппозиционеры и независимые участники политической жизни страны при этом получили контроль почти над половиной Национального Собрания Кувейта по результатам выборов, состоявшихся 5 декабря.

В политической системе Кувейта эти законодатели, как правило, поддерживаются курса сохранения во многом популистских расходов на пособия, субсидии и социальные трансферты. Таким образом, оппозиционный парламент со свежим государственным мандатом будет сосредоточен на сохранении такого рода трат, несмотря на желание эмира, советников и министров правительства провести некоторые структурные реформы, которые улучшили бы долгосрочную финансовую безопасность Кувейта.

Парламентские выборы в Кувейте 5 декабря на 60 процентов сменили кадровый состав органа по сравнению с предыдущим периодом. Отметим, что Национальное Собрание Кувейта имеет всего 50 мест, а увеличение представительства оппозиции в данном контексте на восемь человек является существенным.

Кувейт также входит в число самых богатых стран на душу населения в мире. Впрочем, по сравнению с другими богатыми нефтью государствами арабского залива оно обычно тратит больше всего средств на субсидии, государственные зарплаты и связанные с ними льготы.

Падение доходов от продажи нефти привело к тому, что кувейтское правительство не может выплачивать заработную плату и другие обязательства без увеличения доходов или погашения долга. Эмир шейх Наваф аль-Ахмад ас-Сабах, пришедший к власти в сентябре после смерти своего сводного брата и давнего правителя шейха Сабаха аль-Ахмада ас-Сабаха, намерен решить эту проблему с помощью предложенного закона, который позволил бы правительству взять больше долгов. Однако политические распри между членами парламента, а также законодателями, эмиром и остальной частью кувейтского правительства задержали принятие инициативы о долгах. Это отражает в том числе и непопулярность правительства, увеличивающего свои внешние обязательства за счет увеличения долговых обязательств.

За первые пять месяцев текущего финансового года государственные доходы сократились на 55%, что было вызвано низкими ценами на нефть, падение которых еще больше усугубилось последствиями пандемии COVID-19. Кувейтское правительство оказалось вынужденным рассмотреть вопрос о списании долгов и сокращении расходов, чтобы сбалансировать свой бюджет, зависящий от углеводородов.

При этом отметим, что 70% бюджета Кувейта выделяется на пособия, субсидии, а также пособия и заработную плату в государственном секторе. Таким образом, растущий дефицит бюджета отражает потенциальную неспособность правительства оплачивать эти обязательства без притока доходов или увеличения долгов. В настоящее время значительное число предприятий находится на грани банкротства. Согласно ноябрьскому отчету правительства Кувейта, общий долг бизнеса составляет более 2,5 миллиардов долларов, а число частных неплатежеспособных организаций – 1600.

Предлагаемый закон о долгах позволит Кувейту использовать внешний долг для покрытия части ожидаемого дефицита бюджета в размере около 49 миллиардов долларов в 2020/2021 годах. В долгосрочной же перспективе кувейтское правительство также сосредоточится на еще более сложной задаче сокращения расходов и осуществления некоторых структурных реформ с целью предотвращения будущих финансовых кризисов.

В то время, когда когда кувейтские власти пытаются урезать государственные расходы и провести структурные реформы, оппозиция делает акцент как на недовольстве общественности финансовым положением страны, так и на существовании народного сопротивления реформам, что подливает дополнительно масло в огонь и мешает принятию решений, направленных на стабилизацию обстановки.

В обозримой перспективе Кувейт будет бороться за своевременное проведение фискальных реформ, учитывая, что оппозиция главным образом сосредоточена на борьбе с коррупцией, которую она считает более приоритетным вопросом, чем увеличение долговой нагрузки.

Более бурные дебаты чем сейчас, наряду с антикоррупционными расследованиями и слушаниями, еще больше задержат принятие закона о долгах, а также реализацию других экономических реформ. Учитывая важность данного закона для нынешнего правительства, существует большая вероятность того, что парламент будет вновь распущен. Это приведет к новым выборам, которые поспособствуют еще большему затягиванию реформ, если эмир не решит провести их декретом сразу же после роспуска парламента.

В свою очередь наследный принц традиционно выступает в качестве ключевого посредника между законодательным органом и остальной частью правительства Кувейта. Таким образом, его активность в парламентских дискуссиях будет иметь важное значение для оценки состояния внутригосударственных отношений.

Можно констатировать, что новый парламент попытается продвинуть антикоррупционные расследования и меры по борьбе с взяточничеством, чтобы найти способы сократить численность правительства и сохранить государственные расходы, которые идут кувейтским гражданам. Подобный сценарий создаст политическую напряженность и внутренние споры, которые рискуют подорвать некоторую легитимность правительства.

Если же кувейтский парламент продолжит блокировать принятие закон об увеличении долговой нагрузки, могут возникнуть задержки с выплатами заработной платы и субсидий, что в свою очередь может спровоцировать социальные волнения в Кувейте и, как результат, оказать еще большее давление на парламент.