Грянет ли торговая война с Китаем?

На прошлой неделе Запад и Пекин обменялись жесткими заявлениями, предупреждающими о начале масштабного экономического противостояния

foto

Ли Цян. Фото: Bloomberg

Премьер Госсовета КНР Ли Цян выступил на Всемирном экономическом форуме с пространной речью, во многом адресованной западным партнерам. Не подумайте, что давосское мероприятие перенесли на лето. Просто Китай теперь, не без вполне обоснованных амбиций, проводит свой Всемирный экономический форум в пику швейцарскому. И место найдено с намеком — красивейший город на восточном побережье Китая — Далянь (когда-то назывался Дальний). Тоже на «Д».

В присущей современному Китаю твердой, но миролюбивой манере глава китайского правительства предупредил, что мир находится на пороге торговой войны и предостерегает Запад от полного разрыва отношений, который может наступить, если он продолжит следовать избранной политике.

Конечно, трудно себе представить «полный разрыв», если цифры торгового оборота КНР с ЕС и США в разы превосходят российско-китайскую торговлю, а экономические отношения Китая с Европой и Америкой — двигатель мирового развития. Но, по словам Ли Цяна, протекционизм и санкции приведут к окончательной фрагментации мира, концу затеянной именно Западом глобализации и затормозит экономический рост.


«Если страны будут думать только о максимизации своих собственных интересов, не принимая во внимание интересы других, и даже повернут колесо истории вспять, разрывая связи и обрывая цепочки, а также создавая „разделительные линии“, это приведет лишь к повышению эксплуатационных расходов мировой экономики, разрыву экономических связей между регионами и обострению противоречий и споров», — заявил Ли Цян.


По мнению премьера Госсовета, эти уже идущие процессы втянут мир в порочный круг, где все страны соперничают за кусок мирового пирога, который становится все меньше. Китайский чиновник призвал не враждовать, а тесно сотрудничать, противостоять блоковой конфронтации и разрыву связей, поддерживать стабильность и бесперебойность работы промышленных и логистических цепочек, углублять технологические и научные обмены, а также способствовать либерализации и упрощению процедур, необходимых для развития торговли и инвестиций. На благо всего мира и всеобщего развития. Но его призывы не были услышаны. Куда там...

В интервью CNN Генсек НАТО Столтенберг заявил, что страны НАТО могут ввести экономические санкции против Китая за поддержку им специальной военной операции России на Украине. По его мнению, Китай пытается усидеть на двух стульях, поддерживая хорошие отношения и с Россией, и с Западом, но долго так продолжаться не может. Генсек НАТО рассказал, что в альянсе ведется обсуждение возможных санкций в отношении КНР. По его словам, Китай «делится многими технологиями, которые имеют ключевое значение для создания Россией оружия, которое она использует против Украины»:


«Странам НАТО следует рассмотреть возможность ввести антикитайские санкции, если Пекин не изменит позицию по отношению к украинскому конфликту».


По его словам, Китай помогает России развивать военную экономику, пытаясь «создать впечатление, будто находится не на первом плане в этом конфликте». На этот выпад успел отреагировать МИД КНР:


«У международного сообщества есть свое справедливое мнение о том, какую роль в украинском кризисе играет НАТО, продукт холодной войны и самая крупная военная группировка в мире. НАТО стоит переосмыслить свои действия, а не осуществлять произвольные клеветнические нападки на Китай».


Впрочем, это не первый подобный обмен репликами и даже конкретным шагами. Китай уже выражал решительный протест в связи с недавним решением США ввести санкции в отношении китайских предприятий под предлогом связей с РФ. Эти санкции не основаны на международном праве и не санкционированы Совбезом ООН, заявил официальный представитель Министерства коммерции КНР Хэ Ядун. По его словам, такой шаг является типичным актом одностороннего буллинга и экономического принуждения. США должны немедленно прекратить необоснованно подавлять китайские компании, сказал он, добавив, что Китай примет все необходимые меры для решительной защиты законных прав и интересов отечественных предприятий.

В свете планируемого введения 38-процентных пошлин на ввоз китайских электромобилей в ЕС, Китай начал антидемпинговое расследование в отношении поставок европейской свинины, объем которых не маленький — около 2 млрд евро. И грозится принять аналогичное решение по алкогольной продукции и косметике. На очереди европейские, а может быть, и американские люксовые автомобили, пошлины на которые ныне минимальны — 15%. А ведь могут быть и 25%, и даже 50%. Почему бы и нет, если европейцы не пойдут на сделку и не прекратят душить китайские компании на своих рынках?

В то же время Китай сдержанно осудил повышение вчетверо, до 100%, пошлин на ввоз электромобилей в США. Дело в том, что единственной «электричкой», которая на сегодня экспортируется из КНР в США, является Tesla. Ну вот пусть Илон Маск (глава компании Teslа) и разбирается, рассудили в Пекине.

Но Вашингтон этим не ограничился. Пошлины на аккумуляторы для электромобилей были увеличены с 7,5% до 25%, солнечных панелей — с 25% до 50%, полупроводников — с 25% до 50%, а стали и алюминия — с 0−7,5% до 25%. И это уже более серьёзно.

Тем временем Канада также готовится к ведению повышенных пошлин на китайский импорт, прежде всего, конечно, на электромобили. А там придет черед и другой высокотехнологичной китайской продукции. И североамериканский континент будет закрыт для поставок из КНР. Китай, естественно, сидеть, сложа руки, не будет.

Что касается Европы, то туда идёт от трети до 40% китайского экспорта. ЕС является самым крупным торговым партнером Китая. И при этом, по данным Минкоммерции КНР, с начала текущего года Брюссель ввел в действие 31 ограничительную меру в области торгово-инвестиционного сотрудничества с Китаем, 25 из которых относятся к мерам торгового протекционизма. Это серьезно препятствует китайско-европейскому торгово-экономическому сотрудничеству, посчитали в китайском министерстве и предложили «вести диалог и консультации». Но получится ли?

А между тем, как следует из доклада Конференции ООН по торговле и развитию (ЮНКТАД), в 2023 году объем прямых иностранных инвестиций (ПИИ) снизился в мире на 2% — до $1,3 трлн. Процент вроде бы маленький, особенно по сравнению с 2022 годом, когда приток ПИИ рухнул сразу на 12% после начала СВО. Но тенденция налицо, ведь ПИИ — самый чувствительный и важный показатель экономической активности и перспектив роста.


«Снижение вызвано растущей торговой и геополитической напряженностью в условиях замедления мировой экономики», — делают в докладе вывод ооновские эксперты. Они считают, что «кризисы, протекционистская политика и региональные перестройки разрушают мировую экономику, фрагментируя торговые сети, нормативную среду и глобальные цепочки поставок». Это, в свою очередь, «подрывает стабильность и предсказуемость глобальных инвестиционных потоков».


Но если против Китая действительно начнется торговая война, а он ответит, мало не покажется никому. Даже тем, кто все это затевает в угоду своему стремлению доминировать в мире любой ценой.