Формальным итогом 24-го саммита ШОС в Астане стали 25 документов, подписанные представителями стран-участниц
Среди них есть и чисто практические, которые точно приведут к активизации совместной работы. Это в основном документы, касающиеся вопросов обеспечения безопасности, что, собственно, и является одной из главных целей организации: программа сотрудничества в области противодействия терроризму, сепаратизму и экстремизму на 2025-2027 годы, антинаркотическая стратегия на ближайшие пять лет, план взаимодействия в сфере информационной безопасности. Как сказал президент России на пресс-конференции по завершении встречи, планируется создать единый центр реагирования на угрозы в сфере безопасности.
Еще одним зримым итогом мероприятия стало вступление в организацию Белоруссии, которая стала десятым членом ШОС. Это дало повод наблюдателям поговорить о серьезных масштабах объединения. Мол, цифра уже двухзначная, бойся, Запад. А в статусе партнеров и наблюдателей пребывают еще 14 стран. Действительно, в государствах ШОС проживает примерно 40 процентов населения мира, а ВВП составляет около четверти мирового. Напомним, в ШОС входят две самые населенные страны мира — Китай и Индия, где на круг проживают свыше 2,8 млрд человек. В составе ШОС Пакистан с населением 241 млн человек, а также Россия, Иран, Киргизия, Узбекистан и Таджикистан. Но вступление Белоруссии — это скорее значимый шаг в сторону превращения организации из региональной в глобальную, если можно так выразиться. Хотя ШОС, как представляется, еще не вполне определилась со своей ролью в глобальных делах, да и вообще со своим статусом и развитием. Вероятно, этому делу будет способствовать подписанная в ходе саммита в Астане стратегия развития организации до 2035 года, а также решение Совета министров иностранных дел о совершенствовании ее деятельности.
Из тех вопросов, которые опять обсуждались, но которые относятся к разряду трудно решаемых, можно отнести создание своей системы расчетов или даже собственной валюты (последнее предлагает Иран, для которого это особо актуально). Тут свое веское слово сказал лидер вновь принятой Белоруссии. Александр Лукашенко с присущей ему прямотой призвал коллег перестать преклоняться перед долларом и сделать «определенные» шаги, чтобы уменьшить его роль хотя бы в рамках этой структуры.
Об этом говорил и президент Путин, который напомнил о предложении России создать собственный расчетно-платежный механизм. Для России в ее ситуации и при том, что торговля со странами ШОС только за последний год выросла на 25 процентов, это не менее актуально. Но пока что такие страны, как Китай и Индия, большая часть торговли которых ориентирована на Запад и базируется на свободно конвертируемых валютах, к этому не вполне готовы. Хотя в двусторонних расчетах доля национальных валют стран-членов ШОС высока и растет. Общеполитическим итогом саммита стало очевидное стремление государств-членов к углублению сотрудничества, которое было бы направлено на укрепление многополярного мира и создание более равноправных международных отношений, в основе которых Устав ООН, а также учет интересов безопасности всех стран. Это, собственно, было выражено в Астанинской декларации и в решении об утверждении инициативы «О мировом единстве за справедливый мир, согласие и развитие». И подкреплено участием в саммите Генсека ООН. Гуттериш, кстати, заявил, что ШОС обладает такой мощью, которая способна решать многие проблемы безопасности. ШОС однозначно высказался против создания некоторыми странами масштабных систем противоракетной обороны, что подрывает глобальную безопасность. Также выражено четкое стремление обеспечивать соблюдение Договора о нераспространении ядерного оружия, а также неразмещение оружия в космосе.
Конечно, было бы преувеличением говорить о том, что Запад в панике от того, что происходит на пространстве Евразии. Тем не менее, такая масштабная кооперация стран, неподконтрольная Вашингтону и Брюсселю, не может не вызвать там беспокойство. И уж точно Астана показала провал планов по изоляции России, да и Ирана тоже. Несмотря ни на какие решения международных судов, президент России продолжает курсировать по миру, оставаясь желанным гостем во многих столицах и на многих форумах. Участие Азербайджана, а также некоторых арабских стран указывает на то, что ШОС активно занимается энергетической безопасностью. И не в угоду США и их союзникам.
Накануне саммита вроде бы авторитетные западные издания как по команде выдали статьи, суть которых в том, что Китай перехватил инициативу у Москвы на постсоветском пространстве Азии, наращивает там свое присутствие в пику России. Писали и о якобы обостряющихся российско-китайских отношениях, что связано с исполнением Пекином некоторых санкционных торговых ограничений. Писали про трудности со взаимными платежами и отказами китайских компаний и банков работать с российскими контрагентами. Как уговаривали спецы пропаганды и дезинформации, большая ложь рождается из маленькой правды.
Отдельные моменты в этой сфере, конечно, присутствуют. Взять хотя бы сотрудничество КНР и Казахстана, которое выходит на новый уровень после официального визита председателя КНР в Астану накануне саммита ШОС. Объем торговли этих стран превысил в прошлом году $ 41 млрд (Россия—Казахстан — $ 30 млрд). Строится уже третья ветка железной дороги Китай-Казахстан. Расширяются инвестиционные проекты. Таков масштаб Китая, таковы его возможности и амбиции.
Но в целом, как показал саммит и личная встреча на полях саммита в Астане президента Путина и председателя Си, страны продолжают работать согласованно, их взаимодействие углубляется, а санкции в какой-то мере даже стимулируют процессы сближения. Неслучайно CNN, обозревая саммит в Астане, акцентирует внимание на том, что «ведомый Россией и Китаем клуб евразийских стран, предназначенный для продвижения концепции альтернативного мирового порядка, расширяет свой состав». А The Guardian называет ШОС «антиНАТОвским» объединением.