По данным аналитических агентств, Китай первым из мировых держав достиг пика выбросов углекислого газа — на 6 лет раньше запланированного срока
В 2020 году Китай обязался достичь пика выбросов углекислого газа в атмосферу к 2030 и дальше начать его снижение. Но не исключено, что пик выбросов СО2 был преодолен еще в прошлом году, и сейчас их объем не растет, а сокращается. Об этом свидетельствуют отчёты международных мониторинговых и аналитических агентств. Они видят главной причиной декарбонизации Китая ускоренные темпы развития новых источников энергии. Такой анализ базируется на официальных данных Национального бюро статистики Китая, Национального энергетического управления Китая, Совета по электроэнергетике Китая и Таможенной службы Китая.
Новый доклад международного агентства Carbon Brief, основанный на официальных и коммерческих данных, подтверждает мнение о том, что выбросы Китая могли достичь пика в 2023 году. А как говорится в отчете, опубликованном австралийским аналитическим центром Climate Energy Finance, если темпы роста возобновляемых источников энергии сохранятся, то Китай «сможет достичь своих климатических целей по преодолению пика выбросов углерода раньше, чем планировалось». Эти выводы подтверждают и аналитики Центра исследований в области энергетики и чистого воздуха CREA. Специалисты отмечают, что в настоящее время Китай наращивает мощности возобновляемой энергетики ошеломляющими темпами, которые намного опережают показатели всех остальных стран на планете.
В первую очередь, Китай стремительно развивает солнечную энергетику. Только за первые пять месяцев 2024 года в стране было установлено 80 ГВт новых солнечных панелей. Чтобы был понятен масштаб, сравним показатели. Все действующие электростанции России имеют мощность около 250 ГВт, в США — 1200 ГВт, а в Китае только в январе-мае установлено 80 ГВт одной только солнечной генерации, и сейчас их тут уже 690 ГВт. Согласно последним данным, в 2023 году Китай установил рекордные 293 ГВт ветровой и солнечной энергии, увеличив их совокупную мощность до 1050 ГВт. Общая же мощность всех электростанций Китая достигла 2920 ГВт. Такой запас энергетических мощностей не имеет ни одна страна в мире. При этом солнечная и ветряная генерация составила 36% в общем энергетическом балансе. В то же время доля тепловых электростанций (ТЭС) впервые упала ниже 50 %.
Специалисты отмечают, что главным фактором снижения выбросов CO2 в марте 2024 года стало именно расширение солнечной и ветровой генерации, которая обеспечила 90% роста спроса на электроэнергию. Влияют на этот процесс и объективные моменты в экономике, такие как снижение объемов строительства, производства цемента и стали.
Зеленому переходу способствует экономическая политика правительства КНР, которая теперь делает акцент на «новые производительные силы» и на отказ от экономического роста за счёт традиционной тяжелой промышленности. Этот термин обозначает высокотехнологичное производство и НИОКР, которые менее энергоемки, чем традиционные промышленные сектора Китая. Соответственно рост ветровой и солнечной энергетики привел к снижению доли ископаемого топлива в производстве электроэнергии в Китае до 63,6% в марте 2024 года по сравнению с 67,4% годом ранее, несмотря на значительный рост спроса.
Как следует из анализа Carbon Brief, так называемая «новая тройка» — солнечная энергия, аккумуляторы, электромобили — играют решающую роль в зелёном энергетическом переходе Китая. Эта «новая тройка» обеспечила в прошлом году около 40% общего роста ВВП Китая в 5,2%. По данным Международного энергетического агентства, в первом квартале 2024 года Китай продал почти 1,9 млн электромобилей — больше, чем весь остальной мир вместе взятый. А всего с 2018 года Китай продал 18 млн электромобилей. В результате сейчас каждое десятое транспортное средство на дорогах КНР — электромобиль.
Причём Китай способствует зеленому переходу по всему миру. Так, он ставит солнечные панели не только у себя, но и активно экспортирует их за рубеж. Китайские фирмы контролируют более 80% всех производственных цепочек солнечных панелей. Такие компании, как Sungrow, Longi и Jinko Solar являются мировыми лидерами в сфере солнечной генерации. Одна только Jinko Solar в прошлом году произвела почти 79 ГВт солнечных панелей.
В 2023 году Китай поставил за рубеж 4,9 млн машин, из которых 1,2 млн — электромобили. И даже активное противодействие экспансии китайских новых источников энергии со стороны Запада не в состоянии остановить этот процесс. Взять хотя бы недавнее решение США о введении 100-процентной пошлины на ввоз электромобилей из Китая и аналогичную меру ЕС в размере 37%. По оценкам экспертов, это может снизить экспорт китайских электромобилей примерно на 110 тысяч авто, или на 8%. Часть электромобилей, поставлявшихся в США и в Европу, будет переориентирована на страны Юго-Восточной Азии и Латинской Америки. Но впоследствии Китай расширит свое присутствие на этих рынках за счет локализации производства. Китайский автогигант BYD уже начал строить автозавод в Венгрии. Chery приобретает автозавод в Барселоне. SAIC тоже намерен перенести производство в Европу. В Узбекистане выпуск китайских электромобилей уже начался, и скоро они будут поставляться на рынки. При этом эти авто уже не будут считаться произведенными в Китае. Присматриваются китайские компании и к ближайшим соседям Штатов, где можно будет создать производство для поставок по всей Америке, включая США (в обход таможенных пошлин).
В то время, как коллективный Запад затормозил свой зеленый переход и препятствует распространению китайских технологий новых источников энергии, Китай, похоже, наголову превзошел все страны и регионы мира в ограничении выбросов СО2 и доминирует в мире в секторе чистой энергетики и транспорта.