Турецкая экспансия. А денег хватит?

На сегодняшний день турецкие власти проводят активную внешнюю политику, втягиваются в различные конфликты и всевозможными способами стараются заявить о своих амбициях на доминирующую роль не только на Ближнем Востоке, но и в мире в целом. При этом необходимо отметить, что для того, чтобы всерьез претендовать на ведущую роль в мировой повестке, где на сегодняшний день ключевые позиции играют Россия, США и Китай, а также для проведения военных операций в Сирии, Ливии, на Карабахе Анкаре требуется значительные финансовые резервы и прочность экономики в целом.

Впрочем, системные проблемы, а также последствия пандемии COVID-19 не позволяют говорить о том, что положение дел в экономике наследницы Османской империи складываются благополучно. Агентство Fitch Solutions, например, пересмотрело прогноз дефицита торгового баланса Турции с 2,6% ВВП до 5,4% в 2020 году и с 1,5% до 0,5% в 2021 году.

Нарушение глобального туризма и слабый спрос в Европе будут в ближайшей перспективе оказывать давление на экспорт, побуждая политиков более агрессивно сдерживать импорт, чтобы сократить дефицит в ближайшие кварталы.

Существует также риск того, что дефицит торгового баланса не сможет значительно сократиться и приведет к истощению резервов, а также дальнейшему давлению на лиру, потенциально провоцируя кризис платежного баланса. В этой связи аналитики Fitch Solutions полагают, что власти республики будут стремиться хоть немного сбалансировать экспорт и импорт, чтобы снять или ослабить риски кризиса платежного баланса.

Можно констатировать, что внешнеторговый дефицит, который ведет к истощению резервов, повышение краткосрочных внешних обязательств и рост стоимости заимствований, привели к агрессивному обесцениванию турецкой лиры. В данном контексте турецкие политики, вероятнее всего, предпочтут сочетание ужесточения денежно-кредитной политики и мер по ограничению оттока капитала, чтобы избежать полномасштабного кризиса.

Эксперты BMI (Business Monitor International - структурное подразделение Fitch) отмечают, что дефицит внешнеторгового баланса Турции увеличился больше, чем они прогнозировал первоначально, и полагают, что в Анкаре предпримут активные усилия для сокращения нехватки средств в ближайшем квартале, чтобы ослабить и без того сильное давление на низкие резервы и цены турецких активов.

Турция - сальдо внешнеторгового баланса к ВВП, %:

Прогноз Fitch Solutions forecast. Источник: CBRT, Fitch Solutions

Прогноз Fitch Solutions forecast. Источник: CBRT, Fitch Solutions

Согласно прогнозам, дефицит начнет сокращение в 4 квартале 2020 года. Тем не менее, профицита ожидать не приходится. На сегодняшний день он уже увеличился до 23,2 млрд долларов США, тогда как в августе составлял 15,3 млрд. На фоне низкого внешнего спроса в сочетании с сокращением потоков путешественников и туризма, а также нарушениях в мировых и региональных цепочках поставок, вызванных пандемией COVID-19, экспорт товаров упал на 14,5%, а услуг – на 47,6% в период с января по август 2020 года. Импорт же показал более скромные сокращения, товаров – на 1,8%, а услуг – на 5,6%. Аналитики BMI отмечают, что причина тому, в том числе и резкое ослабление кредитно-денежной политики турецкими властями в ответ на вызовы коронавируса.

Помимо прочего ожидается, что дефицит во внешней торговле сократится из-за двух ключевых факторов: резкого снижения курса лиры (на 42% с начала года по отношению к доллару США) и продолжающегося ужесточения политики, что окажет давление на внутренний спрос.

Действительно, Центральный банк Турецкой Республики стремился ужесточить ликвидность и форсировать внутренние процентные ставки, чтобы охладить импортный спрос.

Несмотря на это, внешнеторговый баланс останется дефицитным из-за слабого внешнего спроса. Сочетание продолжающихся сбоев в глобальном туризме и путешествиях, а также продолжающийся всплеск новых случаев Covid-19 в Европе и введение локдауна в ряде стран приведет к понижению спроса на турецкий экспорт в 4 квартале 2020 года и, вероятно, в 1 квартале 2021.

Возможность улучшения ситуации в 2021 года

В 2021 году аналитики BMI прогнозируют, что внешний фон будет постепенно улучшаться, а меры по сдерживанию импорта будут подавлять импортный спрос в течение длительного периода времени.

При этом экспорт товаров и услуг может восстановиться на 11,4% в годовом исчислении в 2021 году, поскольку глобальный туризм и путешествия начнут восстанавливаться, а неопределенность ослабнет, способствуя тем самым росту внешнего спроса. Business Monitor International подкрепляет данную версию тем фактом, что вакцина должна стать доступной уже в 1 квартале 2021 года, но оставляет вероятность того, что данный сценарий будет отложен в случае, если массовая вакцинация населения произойдет в более поздний срок.

Добавим, что с большой степенью вероятности производители вакцины не успеют выпустить достаточные для перелома пандемии объемы к началу следующего года. Так AstraZeneca уже сорвала поставки вакцины в Великобританию, заявив, что может обеспечить лишь 4% от предполагаемых объемов. В России вакцинация групп риска начнётся уже в 4 квартале 2020, тем не менее, массовая вакцинация ожидается лишь в 2021 году. Турция в свою очередь лишь продолжает разработку собственной вакцины от COVID-19.

Что касается импорта, то как налоговая, так и денежно-кредитная политика будут ужесточены таким образом, чтобы экономика Турции повернулась в сторону большей зависимости от экспорта и иностранных инвестиций.

Кризис платежного баланса как растущая угроза

Несмотря на основной прогноз BMI, согласно которому дефицит внешнеторгового баланса Турции в 2021 году сократится, эксперты отмечают, что давление на внешнее финансовое положение Турции будет оставаться повышенным в ближайшие кварталы. При этом, как видно из приведенной ниже диаграммы, Турция все больше сжигает резервы для финансирования своего растущего внешнеторгового. Кроме того, усилился отток капитала, поскольку инвесторы стали избавляться от турецких активов из-за роста инфляции, волатильности лиры и растущих политических рисков.

Действительно, турецкие банки и корпорации снизили ставки пролонгации своего внешнего долга в условиях ужесточения финансирования, причем шестимесячная скользящая сумма (включая облигации) пролонгации составила 95,9% и 60,3% в августе.

Увеличение дефицита текущего счета, финансируемого за счет резервов Турции - финансовые счета и компоненты, USD (12-месячная скользящая сумма):

Источник: CBRT, Fitch Solutions

Источник: CBRT, Fitch Solutions

Также отмечается, что расходы на внешнее финансирование будут оставаться повышенными в ближайшей перспективе, учитывая напряженность между Турцией и Западом, а также возросшие опасения относительно кризиса платежного баланса среди инвесторов. Также слабый спрос на активы в лирах усугубляет её обесценивание (см. диаграмму ниже), что повышает стоимость погашения долга турецких эмитентов в иностранной валюте.

Турция - нерезиденты владеют внутренними государственными облигациями, % от общего объема & TRY/USD:

Источник: CBRT, Fitch Solutions

Источник: CBRT, Fitch Solutions

На фоне того, как иностранные инвесторы избавляются от турецких активов, усугубляя слабость лиры, возникает перспектива дальнейшего истощения резервов, что будет еще больше усугублять нестабильность экономики Турции. Запасы золота с начала года упали на 13,9%, а валюты – на 48,7%. Это привело к тому, что общие резервы впервые с июня 2018 года оказались ниже краткосрочных обязательств по внешнему долгу (см. диаграмму ниже).

Турция - общие резервы и краткосрочный внешний долг, млн долл.:

Источник: CBRT, Fitch Solutions

Источник: CBRT, Fitch Solutions

Если бы Турция не смогла сократить свой дефицит внешнеторгового баланса до 4 квартала текущего года, можно было бы ожидать, что кризис платежного баланса станет более вероятным сценарием, в котором будет введено более агрессивное ужесточение денежно-кредитной политики и контроль над оттоком капитала, чтобы предотвратить полный экономический кризис.

Однако в том случае, если Турция не сумеет еще больше сократить дефицит в своей внешней торговле уже в текущем квартале 2020 года, Fitch Solutions прогнозирует, что кризис платежного баланса, сопровождающийся ужесточением денежно-кредитной политики и контролем над оттоком капитала, станет наиболее вероятным сценарием развития событий.