26 октября президент США Дональд Трамп официально уведомил Конгресс о своем решении исключить Судан из перечня государств-спонсоров терроризма. Страна попала в американский список еще в 1993 году по обвинениями в предполагаемой поддержке и укрывательстве международных террористических групп.
Исключение Судана из списка не требует одобрения Конгресса, впрочем, у органа есть 45 дней, чтобы оспорить решение президента в соответствии с законодательством.
Решение об исключении африканского государства из списка государств-спонсоров терроризма (SST), вероятнее всего, позитивно скажется на поддержке премьер-министра Абдаллы Хамдука внутри страны, снизив риски того, что военные устроят еще один переворот. Данное событие представляется уже второй ключевой победой для преимущественно гражданского кабинета Хамдука после подписания в сентябре всеобъемлющего мирного соглашения между суданской переходной администрацией и вооруженными группами, которое официально положило конец военным действиям в конфликтных зонах Судана.
Исключение Судана из SST совпадает с оценкой IHS Markit о том, что военные Судана вряд ли начнут новое противостояние с администрацией Хамдука, учитывая, что они не смогли получить необходимую внутреннюю и международную поддержку после переворота 2019 года.
Указанные события, вероятнее всего, не решат экономические трудности Судана , но помогут африканской стране претендовать многосторонние кредитные линии. Так IHS Global Insight прогнозирует, что реальный ВВП Судана сократится на 8,4% в течение 2020 года, а инфляция достигнет 200% в этом году из-за нехватки иностранной валюты и снижения обменного курса. Обменный курс черного рынка, который применяется примерно к 80% всех сделок в Судане, достиг почти 190 суданских фунтов за 1 доллар США в конце августа 2020 года. Маловероятно, что исключение из списка SST поможет улучшить эти структурные недостатки, но оно определенно поддержит способность Судана получить доступ к кредитам, в том числе и от Международного валютного фонда, что, впрочем, не всегда приносит положительные дивиденды в долгосрочной перспективе, еще больше усугубляя зависимость государств от международных организаций.
Конгресс США вряд ли заблокирует исключение Судана из списка SST, однако существует вероятность, что практическая реализация решения будет отложена до начала-середины 2021 года из-за общественного давления, направленного на необходимость выплат компенсаций жертвам террористических атак, предположительно совершенных, как считают некоторые политики и деятели в США, в том числе и Суданом. Двухпартийная поддержка в Конгрессе исключения африканской страны из SST, скорее всего, может быть обеспечена после того, как Судан согласился выплатить компенсацию жертвам террористических атак 1998 и 2000 годов, в том числе и 335 миллионов долларов США американским семьям, пострадавших от действий террористов.
Отметим, что ряд средств для выплат компенсаций жертвам нападений "Аль-Каиды" на посольства США в Кении и Танзании в 1998 году уже размещены на специальном депозитном счете, однако в Конгрессе существует оппозиция, обращающая внимание на неравенство в выплате компенсаций жертвам взрывов 1998 года и жертвам теракта 11 сентября. При этом, в отличии от исключения из списка SST, чтобы восстановить суверенный иммунитет Судана и разрешить выплату 335 миллионов долларов в качестве компенсации одобрение Конгресса, который отказался включить суверенный иммунитет Судана в бюджетную резолюцию, как раз необходимо.
Нормализация отношений Судана с Израилем, скорее всего, будет означать предоставление дополнительной поддержки со стороны членов Конгресса США и Администрации Трампа.
Администрация все еще действующего президента прямо не оговаривала нормализацию отношений с Израилем в качестве официального условия исключения Судана из SST, но весьма вероятно, что американцы используют данный факт в качестве рычага для нормализации отношений с Израилем.
Через день после того, как Судан присоединился к Авраамовским соглашениям о нормализации отношений с Израилем, посредником в которых выступил Трамп, правительство США пообещало предоставить Судану гуманитарную помощь в размере 81 миллиона долларов, а затем Израиль предоставил пшеницу на сумму 5 миллионов долларов. Однако 23 октября министр иностранных дел Судана Омар Гамар Алдин Исмаил заявил, что парламент его страны еще должен одобрить нормализацию отношений с Израилем. Впрочем, парламент еще не сформирован. Тем не менее власти, вероятнее всего, завершат работу над соглашением в этом году.
Индикаторы изменения рисковов
Возрастающие риски
- Переходное правительство Судана отказывается завершить сделку по нормализации отношений с Израилем, утверждая, что она не может быть одобрена еще не сформированным суданским парламентом. Это побудило бы некоторых американских конгрессменов возразить против решения Трампа исключить Судан из SST.
- Власти Судана официально одобряют нормализацию отношений с Израилем до формирования парламента, тем самым рискуя расколоться с оппозицией и исламистскими партиями.
- Судан не выплачивает компенсацию жертвам терактов 1998 года, несмотря на то, что утверждает, что поместил компенсационные средства на специальный депозитный счет для жертв, тем самым поощряя некоторых членов Конгресса США попытаться заблокировать решение американского президента.
Сокращающиеся риски
- Иностранные компании, в том числе из Израиля, Франции и Соединенных Штатов, инициируют переговоры с Суданом, указывая на возросшую вероятность снятия связанных с SST ограничений к концу 2020 года.
- США, участвующие в трехсторонних переговорах между Египтом, Эфиопией и Суданом, используют Судан для того, чтобы изменить свою нынешнюю нейтральную позицию по проекту строительства Великой эфиопской плотины Возрождения (ВЭПВ) в пользу своего союзника Египта.
- Конгресс США назначит конкретную дату для обсуждения соглашения о компенсации жертвам терроризма 1998 года, предполагая, что председатели комитетов чувствуют себя более уверенно в достижении компромисса, который приведет к его принятию.