Действующий (с оговорками) президент США Джо Байден отказался от намерений править еще четыре года, снялся с гонки и предложил однопартийцам на августовском съезде выдвинуть вице-президента Камалу Харрис в качестве кандидата от демократов на предстоящих выборах
Тем самым пришла к логическому завершению публичная и закулисная кампанию в стане демократов по замене своего ставленника, претендовавшего на переизбрание, которая активизировалась после провальных теледебатов между Байденом и Трампом 28 июня.
Это фиаско, по приговору обозревателей консервативного по духу телеканала Fox News, «вызвало широкомасштабную панику в партии президента и почти сразу же подстегнуло политических обозревателей, аналитиков и некоторых финансовых спонсоров демократов к тому, чтобы призвать Байдена подать в отставку и не пытаться стать кандидатом от партии на выборах 2024 года».
Все это время продолжались тайные переговоры между партийными тяжеловесами и ветеранами-донорами Демпартии с подключением влиятельных манипуляторов общественного мнения по поводу целесообразности замены их «кулачного бойца», пропускающего удары с монотонной регулярностью.
Против радикального маневра выступали как прописная истина — коней на переправе не меняют, — так и неблагоприятные обстоятельства наступившего цейтнота. За оставшиеся до 5 ноября менее четырех месяцев весьма сложно «раскрутить» даже самыми изощренными политтехнологиями фигуру второго плана. Возможно, именно этот аргумент стал решающим при выборе запасного варианта, каким и стала Камала Харрис.
Не случайно 7 июля Адам Шифф, представляющий в Палате представителей США самый что ни на есть «синий» штат Калифорния, выразил мнение, что Камала Харрис была бы «феноменальным» президентом.
Показательно и предсказание Дага Ганслера, бывшего генерального прокурора штата Мэриленд, что Джо Байден в конце концов «поступит правильно» и сойдет с дистанции. Главное не унывать, потому что, по мнению Ганслера, «трудно представить кого-то более квалифицированного», чем Камала Харрис на посту следующего президента США.
Столь многочисленные хвалебные слова в адрес Харрис заставляли заподозрить наличие закулисной договоренности между всеми, кто имеет право считаться «делателями королей» (king-makers), но кто редко выходит на авансцену под свет рампы.
Похоже, сама героиня этой конспирологической теории была в курсе того, что происходит. Отмечая 4 июля День независимости, Камала Харрис весьма символично обмолвилась. Обращаясь к почетным и тщательно отобранным гостям, собравшимся в Белом доме, она сказала: «Мы благодарим нашего главнокомандующего, вице-президента... президента Соединенных Штатов! Необыкновенного президента Соединенных Штатов Джо Байдена».
По мнению британской газеты «Индепендент», то была классическая оговорка по Фрейду, потому что звучавшие все громче призывы номинировать в президенты именно Камалу Харрис, а не 81-летнего старца, крепко задружившегося с Альцгеймером, «занимают ее сознание и подсознание».
В чем сильные стороны Камалы Харрис как политика по американским стандартам качества? Ключевое конкурентное преимущество в глазах электората Демпартии — родословная. Мать Шьямала Гопалан, врач-исследователь раковых заболеваний, родом из Индии, отец Дональд — выходец с Ямайки.
Одна деталь портит всю картину: папа — потомок ямайского работорговца Гамильтона Брауна, отметившегося в летописи скандальным высказыванием, что рабам на сахарных плантациях живется лучше, чем британским беднякам, а следовательно, английская корона должна перестать разевать рот на этот райский уголок.
У Камалы Харрис особо теплые отношения с Бараком Обамой, что многое объясняет. Она поддержала первого темнокожего президента США в ходе его кампании в 2008 году. В 2013 года Обама назвал ее «самым симпатичным генеральным прокурором в стране». При этом она резко противится, когда ее называют «женщиной-Обамой» в том смысле, что она Обама, но только в юбке.
Харрис разделяет все идеологические догмы неолибералов. Защищает привилегии сексуальных меньшинств (ЛГБТ+, экстремистская организация, запрещенная в России), поддерживает движение «Жизни чернокожих имеют значение» (Black lives matter, BLM), породившее уличных погромщиков, и выступает за легализацию легких наркотиков.
Камала Харрис
Трудоспособна: обычно просыпается около 6 часов утра, упражняется на эллиптическом тренажере, завтракает миской мюсли с миндальным молоком, завершая чаем с медом и лимоном.
Имя Камала означает «лотос» и является одним из имен индуистской богини Лакшми. Как объясняет свой выбор ее мама, «культура, поклоняющаяся богиням, порождает сильных женщин». От мамы Камала Харрис заимствовала и жизненный девиз: «Ты можешь быть первой, но главное убедись, что ты не последняя».
Таким образом, по совокупности черт характера, «правильного» цвета кожи, верности неолиберальной повестке дня и гибкости тех, кого англосаксы называют «политическим животным» (political animal), Камала Харрис имеет неплохие шансы обосноваться в Белом доме.
Основным препятствием на этом пути являлась давняя неприязнь к ней Джилл Байден. Обладая таким качеством, как злопамятность, первая леди не могла простить, что в июне 2019 года Камала была соперницей Джо и в ходе теледебатов выдвинула против него обвинение: он, мол, противится обязательному использованию школьных автобусов для процесса «десегрегации» системы образования. Это было равнозначно обвинению в скрытом расизме.
Джилл Байден этого не простила, и даже пыталась помешать мужу выбрать Камалу своим вторым номером. Перевесил аргумент, что этот шаг привлечет избирателей с темным цветом кожи и мигрантов с Глобального Юга.
По выражению одного источника внутри Демпартии, процитированного DailyMail.com, «давняя вражда между женщинами» служила одной из основных причин, почему Джилл не хотела, чтобы Джо снял свою кандидатуру. Этот же источник заявил:
«Джилл очарована властью и престижем, связанными с президентством, и тем, чем это для нее оборачивается... Голос Джилл — единственный, к которому прислушивается 46-й президент. А для 73-летней Джилл хуже, чем уход мужа, будет только Камала, которая придет ему на смену».
Камала Харрис невольно раскалывала ряды демократов. С одной стороны, видный конгрессмен Адам Шифф бросает свой авторитет на чашу весов в ее пользу: «Я считаю, что у нее есть опыт, рассудительность, лидерские качества, чтобы стать выдающимся президентом».
С другой стороны, ее недоброжелатель, процитированный британским агентством Reuters, утверждает: «Камала Харрис — человек чрезвычайно эпатажный, но пустой как голая костяшка домино».
Как бы то ни было, вымученный компромисс между Семьей и хладнокровно-циничными прагматиками в руководстве Демпартии, достигнут. Ключевая интрига отныне сводится к тому, кого партийные бонзы Демпартии выберут в качестве условного «второго номера» для Харрис, потому что именно этот человек и станет реальным президентом США в негласном статусе «серого кардинала».