Собеседник GEOFOR — Алексей Маслов, директор Института стран Азии и Африки (ИСАА) МГУ, российский востоковед, китаевед, доктор исторических наук, профессор
— Только что у главы российского МИДа Сергея Лаврова была крайне насыщенная программа в Лаосе в рамках мероприятий по линии АСЕАН. Как продвигается очередной российский разворот на Восток, какие есть перспективы и какие проблемы, учитывая, что Запад и США явно не намерены оставлять регион без боя?
— Россия методично расширяет более углублённые контакты с Азией, и очевидно, что в ближайшее время взаимодействие с рядом стран Юго-Восточной Азии выйдет на первый план. Безусловно, по объему торговли и взаимной заинтересованности ни одна другая страна не сможет сравниться с уровнем взаимодействия России и Китая, но здесь важна именно совокупность новых, креативных идей. Россия также использует уже сложившиеся механизмы, в том числе и работу в рамках Договора о дружбе и сотрудничестве в Юго-Восточной Азии, к которому страна присоединилась 20 лет назад. Здесь основными направлениями могут стать различные аспекты безопасности, в том числе кибербезопасность, продовольственная безопасность, взаимодействие в области финансовых систем, безопасности перевозок, и, конечно же, образования и подготовки нового поколения специалистов. Это процесс небыстрый, учитывая особенности общения с представителями стран ЮВА, крайнюю аккуратность с их стороны при начале новых партнёрств. Но в любом случае «оселком» такой заинтересованности может стать возможность обретения более эффективных форм реализации своего экономического и политического суверенитета — здесь Россия вольно-невольно выступает разумной и позитивной альтернативой как давлению США, так и влиянию Китая. Россия заинтересована в выстраивании новой архитектуры евразийской безопасности и рассматривает АСЕАН как одного из ключевых партнеров в данном контексте.
Очевидно, что эскалация в районе Восточной и Юго-Восточной Азии будет только возрастать и это может повлиять на деградацию качества и безопасности торгово-экономических отношений. США стимулируют создание блоков, которые должны по своей сути «отодвинуть» АСЕАН от решения ключевых проблем в регионе — прежде всего AUKUS, военно-стратегическое взаимодействие США-Япония-Республика Корея, а также «четверка» Токио-Сеул-Канберра-Веллингтон. Все эти блоки создаются на базе старой конфронтационной архитектуры, призваны сдерживать, ограничивать влияние АСЕАН. Выход здесь один: формулирование новых глобальных целей завтрашнего дня, привлечение интереса стран ЮВА, открытость, упор на торговое и технологическое развитие.
— Россия и Китай продолжают активное сотрудничество, недавно была встреча Владимира Путина и Си Цзиньпина, министра Лаврова и его коллеги Ван И, на повестке широкий спектр вопросов — политика, экономика, военные аспекты и Украина, особенно в контексте визита в КНР главы МИД Украины Кулебы, торговля и многие другие. Скажите, как обстоят дела, и чего ждать в будущем? Какие меры для продвижения сотрудничества в этих сферах готова предпринять российская сторона?
— Давайте начнем прямо по данным направлениям. О чем, во-первых, идет речь: сегодня, несмотря на очень заметное развитие торговли, именно инвестиционное сотрудничество идет медленно и плохо. Очень сложно подсчитать реальный объем сотрудничества. Доля инвестиций Китая в Россию составляет примерно 0,4% от всех инвестиций по всему миру. Российские инвестиции в КНР составляют около 0,03% от всех инвестиций, приходящих в Китай. Поэтому, когда мы говорим о плане развития, речь идет о развитии инвестиционного сотрудничества. Начнем по пунктам.
• Торговая экономика: она тесно связана с развитием транспортной логистики. Мы постепенно преодолеваем проблему так называемого «бутылочного горлышка на Азиатском полигоне». То есть, когда большинство грузов из России шли на Запад, как следствие, железные дороги на восточном направлении не модернизировались. В условиях, когда теперь наша логистика направлена на Восток, необходимо не только расширять железные дороги, но и внедрять диджитализацию всех процессов, главным из которых является внедрение смарт-вагонов и смарт-управления. В данном процессе заинтересован и Китай, поскольку до 2030 года между нашими странами должно быть увеличено количество пограничных переходов для транспортировки грузов. Эти переходы нужно по-современному оборудовать, в свою очередь, эксплуатация железных дорог должна быть усилена. Это потребует использование новых технологий, которыми сейчас обладает Китай. Здесь также можно говорить о сотрудничестве в области высокоскоростных перевозок. Кроме того, возобновился диалог относительно строительства магистрали из Китая в Москву через Казань. В этом принимает активное участие Автодор, который на данный момент подключен к мультимодальным перевозкам.
• Военная техника: это абсолютно закрытая часть сотрудничества, однако здесь можно выделить сотрудничество в области разработки противоракетных установок, новых видов ПВО, новых вооружений, которые будут защищать границы России и Китая. Россия также заинтересована в совместной разработке дронов и беспилотников.
• Наука: в первую очередь, это переход к совместным научным разработкам. На данный момент подписано около сотни договоров между нашими университетами, но именно научных лабораторий у нас нет. Когда мы говорим об области науки, это создание новых совместных открытий, лабораторий и научных центров. Также это разработка нано-материалов, нано-фармакология, медицина, изучение зон вечной мерзлоты, сельского хозяйства. Самое главное — искусственный интеллект и дополненная реальность, поскольку Китай в этом заметно преуспел. У него готов ряд решений, к которым Россия еще не подошла. В свою очередь, у России есть интересные разработки системных плат, которые в дальнейшем можно внедрять совместно.
• Финансовое взаимодействие: это переход на электронные платежи, уход от доллара, создание совместных систем проведения платежей, которые незаметны для американских систем, разработка криптовалют.
• Сельское хозяйство: здесь, пожалуй, Россия лидирует. Она поставляет в Китай около 50% льна, рапсового масла, около 40% сои. России интересны не только продажа, но и создание совместных агроферм на территории России или Китая для производства, упаковки и поставки. Например, опыт алтайских производителей: они производят зерно, а на территории Китая перемалывают зерно в муку на совместной мельнице. Далее пакуют и продают на территории Китая.
• Промышленность: это, в первую очередь, трансферт технологий и производства. На данный момент мы видим лишь продажу китайских товаров в Россию (например, в прошлом году КНР поставила 900.000 автомобилей в РФ). Здесь же речь идет о совместном производстве станков и оборудования.
• Энергетика: мы обсуждаем вопрос передачи излишних мощностей с территории РФ (Дальний Восток) в Китай. Также это расширение взаимодействия в области газа. Мы готовы запускать «Силу Сибири 2». Здесь же развитие Дальнего Востока и Арктики, речь об инвестициях Китая в эти регионы, а также в ТОРы (Территория опережающего развития). Это привлечение инвестиций в проекты по агропродукции на территории Дальнего Востока, производство медицинского оборудования, топлива, строительных материалов. Речь здесь не столько о деньгах Китая, сколько именно о совместной разработке. Упор будет сделан на развитии таких ТОРов, как Надежденский, Березовский, свободный порт Владивосток. Россия в этом вопросе предпримет конкретизацию форумов, которые проходят на ее территории (например, ВЭФ). Структура подобных мероприятий сильно переделана, она нацелена именно на изменение тематики. Теперь на стратегических сессиях решаются вопросы именно совместного взаимодействия. Россия усилила взаимодействие на уровне организаций — это и Росконгресс, Минвостокразвития, Фонд по развитию Дальнего Востока — с представителями крупного бизнеса Китая, буквально каждую неделю идут переговоры. Россия уже начала конкретизировать свои действия по определённым вопросам. Более того, российские компании начали обучать своих сотрудников правилам работы с китайскими коллегами (например, правильно упаковывать инвестиционные проекты, считать их маржинальность и т.д.). Очевидно, что эффект от вышеупомянутых мер будет виден через 5-7 лет, поскольку ранее российский бизнес был «настроен» на европейский рынок. Для выхода на китайский требуется время, время на перестройку.
— Многие эксперты говорят о наличии финансовых и экономических проблем во взаимодействии Москвы и Пекина. Скажите, так ли это, и какие сложности действительно существуют в российско-китайском сотрудничестве? А главное — есть ли понимание и пути их решения?
— Будем говорить от общего к частному. В первую очередь, главным препятствием являются ранее разработанные Россией схемы международного взаимодействия. Ранее они применялись в отношении Европы, однако к Китаю они не применимы. На данный момент крупнейшие компании РФ вынуждены переучивать свой персонал для работы с Китаем. Такие компании, как например, Газпром, Сбер, ВТБ уже активно начали это делать. С помощью «обновления» методических кадров российские компании смогут подготовить управленческий менеджмент, способный работать с рынками Китая (речь о межкультурной и бизнес коммуникации).
Также важно сказать, что между российскими и китайскими компаниями наблюдается критическая нехватка знаний друг о друге. Китайские предприниматели очень плохо понимают, как работает российский рынок, в свою очередь, российские не понимают, как работает китайский. Таким образом получается, что развивается только крупнейший бизнес (Арктик-2, Ямал-СПГ), в то время как малый и средний бизнес (МСП) практически не развивается, поскольку у них нет денег для переквалификации кадров.
Еще одной слабостью взаимоотношений является отсутствие мониторинговых исследований. Представителям бизнеса попросту негде заказать действительно глубокое исследование того или иного рынка Китая (например, моторных лодок), чтобы здраво оценить свои возможности входа в эту нишу. По сути, подобная методичка была бы руководством к действию, способствующая развитию МСП. Однако в России такого нет, а если и есть, то анализ выполнен недостаточно точно и глубоко.
Важно затронуть еще и двустороннее недоверие. Зачастую бизнес обеих сторон опасается начинать взаимоотношения друг с другом. России необходимо убедить китайский бизнес в устойчивости китайских инвестиций в России. Более 90% российских предпринимателей, которым удалось выйти на рынки Китая, заявили, что они абсолютно не понимают, как общаться с китайцами. Речь идет не о языке, а о подходе и менталитете.
Еще одна проблема — длительная оседлость. Чтобы быть на рынке Китая успешным, потребуются годы, поскольку для установления крепких связей недостаточно месячной работы. Представители российского бизнеса, в свою очередь, хотят получить результат слишком быстро. Им нужно понимать, что это процесс может занять также до 5-7 лет.
Если вкратце:
• Разная «упаковка» инвестиционных проектов
• Проблемы во взаиморасчетах
• Сложности адаптации бизнеса: российского в Китае, китайского в России
• Непонимание специфики места. Китайцы не понимают, что бизнес на Дальнем Востоке России отличается от московского, российский бизнес не понимает, что южный и северный Китай также отличается.
• Большое количество организаций, которые изначально призваны улучшать экономическое сотрудничество, но в действительности они создают лишь иллюзию сотрудничества.
— Как эти проблемы возможно решить? И возможно ли это?
— Полностью решить проблемы не представляется возможным, мы можем лишь сгладить острые углы. Этого можно добиться с помощью подготовки высококвалифицированных кадров. Как было сказано ранее, знать язык и понимать регион — это абсолютно две разные вещи. В России есть достаточное количество людей, которые хорошо владеют китайским языком, но они абсолютно не понимают, как функционирует менеджмент, маркетинг Китая, какой в регионе инвестиционный климат и так далее. Для подготовки таких кадров потребуется время. Вероятно, эта проблема будет решена в течение 4-6 лет, поскольку одним курсом лекций бизнес-общению с Китаем обучить невозможно. Объективно, Россия с заметным опозданием начала подготовку таких кадров, поскольку мы не готовились к работе с Азией.
Также сгладить углы поможет устранение неэффективных организаций, задействованных на внешнеэкономическом контуре с Китаем. России нужно стимулировать малый и средний бизнес на выход на рынок Китая. Те успехи, которые были достигнуты в отношении выхода России на рынок Китая, случились благодаря отдельно взятым личностям, но никак не организациям.
Еще одним моментом является история успеха. России нужен пример успешно реализованного проекта, прежде всего в неординарных областях (например, был проект широкофюзеляжного самолета, однако он не удался). То есть данный проект должен демонстрировать определенный уровень доверия сторон друг к другу, что будет стимулировать бизнес к подобному межстрановомусотрудничеству. До сих пор у нас нет плодов совместной продукции — ни автомобиля, ни компьютера. Как только будет одна история успеха, это в моменте переломит недоверие сторон по отношению друг к другу.
Таким образом, важно отметить, что в момент начала сотрудничества между Россией и Китаем обе стороны представляли иное: и РФ по-другому представляла работу с Азией, и Китай — с Россией. Теперь нам потребуется 4-5-7 лет, чтобы достигнуть плодотворного сотрудничества.