Ирак: террористы планируют наступление?

Сокращение совместных операций иракской армии и международной коалиции на фоне частичного вывода войск США увеличивает перспективы наступления террористических группировок в городских районах.

15 сентября стало известно, что иракская контртеррористическая служба предотвратила нападение боевиков запрещенной в РФ террористической организации “Исламское государство” (ИГ) на Рыночную площадь в Бакубе, провинция Дияла.

Помимо этого силы Пешмерги 11 июля 2020 года провели совместную операцию с иракскими правительственными восками против террористов из ИГ в трех сельских районах Дияла, расположенных недалеко от границы с Ираном.

Несмотря на несколько операций по разминированию, проведенных иракскими силами безопасности (ISF), “Исламское государство” продолжает совершать частые нападения на северо-востоке страны. При этом в провинции Дияла по-прежнему наблюдается самая высокая доля активности “Исламского государства” внутри Ирака с момента разгрома группировки в 2017 году.

По данным IHS Markit, 32% активности ИГ было сосредоточено в Дияле в период с января по август 2020 года (за ним следуют провинции Анбар, Салах-эд-Дин и Найнава с 18%, 16% и 15% соответственно). Основными целями для нападений Исламского государства в этот период были транспортные средства ISF и Силы народной мобилизации (PMUs), а также контрольно-пропускные пункты. В атаках применяется огнестрельное оружие, самодельные взрывные устройства на транспортных средствах, а также установленные на людях. В настоящее время террористы расположились в арабо-курдских спорных районах, где относительный вакуум безопасности.

Сокращение американской помощи ISF, вероятно, обеспечит Исламскому государству большую свободу передвижения, увеличивая риск для нефтяных и газовых месторождений в провинциях Киркук, Салах-эд-Дин и Дияла.

9 сентября Соединенные Штаты объявили, что сократят численность своих сил в Ираке с 5200 до 3000 человек, что, вероятно, повлечет за собой сокращение американской помощи на местах, в авиаударах и обмене разведданными. Совместные американо-иракские патрули уже и так перестали заходить в ряд провинций после ударов Тегерана по американским базам в ответ на убийств иранского генерала Кассема Сулеймани в январе 2020 года. 26 августа 2020 года вывод американской компании Lockheed Martin сорвал техническое обслуживание иракских F16; число ежедневных боевых вылетов также уменьшилось.

Сокращение количества целенаправленных операций против ИГ, вероятнее всего, приведет к большей свободе действий террористов и позволит координировать более масштабные нападения в городских районах, а также удары по нефтегазовым объектам начиная с конца 2020 – начала 2021 года.

Впрочем, усиление координации между специальными силами Ирака и Пешмергой в спорных районах в 2021 году, вероятно, в некоторой степени позволит ограничить возможности Исламского государства по нанесению ударов по Центральному и Северному Ираку. 6 июля стало известно о создании четырех координационных центров для совместного управления подразделениями в спорных арабо-курдских районах. 11 июля в провинции Дияла была проведена первая совместная операция между иракскими войскам, и курдскими контртеррористическими силами из провинции Сулеймания. Однако, поскольку никаких дальнейших встреч между военными представителями на сегодня не запланировано, маловероятно, что координационные центры начнут функционировать до конца 2020 года.

Возвращение ИГ ранее освобожденных от террористов населенных пунктов крайне маловероятно, несмотря на все более изощренные нападения на силы безопасности. Тем не менее недавние атаки в провинции Анбар на патрули службы безопасности указывают на способность Исламского государства организовывать удары за пределами своего опорного пункта в Дияле с растущими намерениями и возможностями для массовых нападений с жертвами в Кербеле и Багдаде.

Несмотря на растущий потенциал, продолжающиеся операции по обеспечению безопасности, нацеленные на спящие ячейки и укрытия Исламского государства, скорее всего, позволят предотвратить возрождение террористического государства и возобновить контроль над центральным и северным Ираком. Сотрудничество между разведывательными службами и ISFs, как сообщается, расширилось при премьерстве Мустафы аль-Кадими (Кадими также остается главой иракской Национальной разведывательной службы). Кадими также поставил иракскую контртеррористическую службу на передний план операций и, вероятно, будет уделять приоритетное внимание их дальнейшей подготовке и доступу к ресурсам.

Индикаторы изменения рисковой среды

Возрастающие риски


  • Захват боевиками “Исламского государства” территории на западе Сирии позволит расширить проникновение террористов в Ирак через туннели и контрабандные сети.

  • Определенные риски представляют операции по обеспечению безопасности, влекущие за собой большое число жертв среди силовиков и представителей ЧВК.

  • Также вероятен и рост числа случаев межплеменных столкновений и беспорядков в районах, прилегающих к столице.

Сокращающиеся риски


  • Кадими остается премьер-министром после 2021 года, что, вероятно, повлечет за собой продолжение работы в секторе безопасности (включая сохранение министров обороны, внутренних дел, укрепление позиций контртеррористических служб и подразделений и т.д.).

  • Сочетание политических реформ и выплат компенсаций протестующим уменьшает волнения в Багдаде и на юге Ирака, где ранее митингующие потребовали выделения ресурсов на обеспечение безопасности.

  • Максимальное давление США на Иран постепенно сокращается, вероятно, тем самым сокращая и риски иранских ударов по оставшимся американским силам и подрядчикам.