Киевский режим устроил шоу вокруг поставки Западом первой партий истребителей F-16
Стало известно о прибытии на Украину первых многофункциональных истребителей четвертого поколения F-16 американского производства. Их полеты были зафиксированы в небе над Львовом и Одесской областью. Можно предположить, что взлетели они не с украинских аэродромов, а (соответственно) с территории Польши и Румынии. По данным британской газеты The Telegraph, которая со ссылкой на свои источники сообщила о боевых вылетах, пока истребители будут использоваться только в качестве «средств противовоздушной обороны».
Далее начался плохо срежиссированный политический цирк. Советник офиса президента Михаил Подоляк оперативно доложил, что Киев не станет официально подтверждать факт прибытия самолетов и их количество. «Туман войны» в этом вопросе, дополнил он, будет очень очень кстати.
Главком ВСУ Александр Сырский уточнил, что F-16 не будут подлетать к линии боевого соприкосновения ближе, чем на 40 км. Это связано с тем, что «российская армия обладает невероятно сильной авиацией, значительно превосходящей украинскую». Есть опасение, что в случае задействования истребителей «на передке» они попросту будут сбиты.
Выждав недолгую паузу, на авансцену 4 августа вышел экс-клоун Зеленский. Он стал главным героем видео, записанного (предположительно) на аэродроме Васильков в Киевской области. У него за спиной красовались два штатовских истребителя.
«Мы обеспечили это», — написал он в одной из соцсетей, выразив восхищение «нашими ребятами, которые качественно осваивают эти самолеты». Зе поблагодарил свою команду и всех партнеров за этот результат, отметив Данию, Нидерланды и США.
Важная деталь: глава киевского режима поведал, что получены десять F-16 из обещанных 79, и что к концу года ВСУ должны располагать 20 истребителями.
И еще: 30 июля газета The Wall Street Journal написала, что США согласились оснастить истребители ракетами класса «воздух-воздух» AIM-120C-8 AMRAAM и AIM-9X, а также противорадиолокационными ракетами класса «воздух-земля» AGM-88 HARM. Ранее вопрос о боевом оснащении оставался нерешенным.
Налицо явные нестыковки. Всего месяц назад в Вашингтоне натовцы обещали иной расклад. Сначала — шесть F-16 от Нидерландов, на очереди — партия из Дании (число самолетов не назвалось), далее — шесть от Норвегии (срок — «в скором времени») и неопределенное количество от Бельгии (срок — «в следующем году»).
По сведениям газеты The New York Times, Киев мог получить в обозримой и довольно туманной перспективе лишь 45-50 истребителей. Управлять ими, как утверждало издание, обучены всего 12 украинских летчиков, завершивших в мае подготовку на военной базе США в Аризоне. Если технику станут передавать в обещанном объеме и в оговоренные сроки, то значительная часть F-16 будет базироваться за пределами незалежной (предположительно в Румынии и Польше), дожидаясь новых пилотов, прошедших подготовку ознакомительный курс.
Выходит, что ситуация вдруг кардинально изменилась. Или датчане подсуетились. Или продюсерский центр Зеленского «Квартал 95» напускает тумана и устраивает очередное шоу, передергивая факты? Посмотрим.
Еще пару слов о F-16. Для Украины бэушные самолеты старых модификаций ищут по всему свету. Списанные ремонтируют и доводят до ума. Но истребители получает не только самостийная. На днях в Словакию, например, прибыли новейшие машины типа F-16C/D Block 70. Это «алаверды» (не бесплатно, а за полцены) из-за океана за поставку весной 2023-го Украине прошлым правительством 13 истребителей МиГ-29. Кстати, заэту акцию новая власть во главе с премьером Робертом Фицо намерена привлечь виновных к отвественности по статье «госизмена».
Следом два таких же новейших истребителя до конца года получит Болгария. На заводе в Гринвилле (Южная Каролина) они останутся для проведения испытаний до марта 2025 года. Ранее власти проплатили два контракта (по 8 самолетов) с большой скидкой на рекордную для братушек сумму в 5 млрд левов.
Известно, что у Болгарии и Словакии существуют проблемы с сертификацией авиабаз, где будут стоять новые самолеты. Так что с вводом в эксплуатацию американской техники возможна задержка.
F-16 Block 70/72 является дальнейшим развитием Block 50/52, который имеет радар APG-83 AESA, новый бортовой компьютер, новый большой дисплей в кабине и другие усовершенствования авионики.
Замечу, что сборочные линии концерна Lockheed Martin, выпускающего эти истребители, крутятся-вертятся с полной нагрузкой. Сейчас на очереди выполнение срочных заказов для Словакии (14 машин), Болгарии (16), Бахрейна (16), Марокко (24), Тайваня (66), Иордании (12).
Такой вот круговорот F-16... Но вернемся к далеко не юным и отнюдь не самым продвинутым F-16, которые ждет не дождется киевский режим. Они коренным образом ситуацию на линии боевого соприкосновения вряд ли изменят, будь их 45-50 или даже 79.
А тем временем на американские самолеты уже начата охота. Компания ФОРЭС, поставляющая оборудование нефтегазовым фирмам, объявила вознаграждение за первый сбитый F-16 — 15 миллионов рублей. Так что истребители займут положенную им очередь на заклание вслед за танками — хвалеными немецкими «Леопардами» и американскими «Абрамсами». Что касается бронетехники, то ее набили уже немало. И премии за это наши бойцы получили.