Китай и Бразилия продвигают свой мирный план по Украине

Этому была посвящена особая миссия посла Ли

Как сообщило министерство иностранных дел Китая, 29 июля спецпредставитель КНР по делам Евразии Ли Хуэй посетил Бразилию и обсудил проблему урегулирования кризиса на Украине с представителями бразильских властей. Судя по всему, обсуждался китайско-бразильский мирный план, который был обнародован 23 мая с.г. и в настоящее время набирает сторонников по всему миру.

Поездка была предпринята в рамках челночной дипломатии, которую по поручению руководства КНР проводит Посол Ли Хуэй. После окончания переговоров Ли Хуэй заявил, что уже 110 стран мира положительно отреагировали на китайско-бразильский мирный план. Этот план фактически был выдвинут как альтернатива плану Зеленского и серьезно затруднил сбор кворума на так называемую мирную конференцию, которая прошла в Швейцарии.

Незашоренные и более-менее самостоятельные лидеры стран поняли, что вполне можно сослаться на этот план, как на альтернативу продвигаемого Западом ультиматума Москве, и проигнорировать последний. Тем более, что без России обсуждение мира на Украине невозможно, а китайско-бразильская инициатива в качестве одного из пунктов как раз рассматривает проведение признанного всеми сторонами, и Россией в том числе, мирного форума. В остальном же план базируется на двенадцати пунктах урегулирования, предложенных Китаем.

Итак, так называемый «Консенсус Китая и Бразилии по политическому урегулированию украинского кризиса» состоит из шести пунктов. Первый — это три принципа деэскалации. То есть нерасширение поля боя, не обострение боевых действий и отказ от провокаций.

Второй пункт признает в качестве единственного способа урегулирования мирные переговоры и созыв мирной конференции, признанной Россией и Украиной. Далее следуют гуманитарные инициативы, включая предотвращение гуманитарного кризиса и недопущение нанесения ущерба мирным гражданам, а также гуманитарная помощь.

Отдельно предлагается отказаться от применения ядерного, химического, биологического оружия, а также избегать ударов по ядерным объектам и соблюдать Конвенцию о ядерной безопасности, предотвращать техногенные катастрофы.

Шестой пункт призывает противостоять разделению мира на блоки или экономические группировки и усилить международное сотрудничество, в том числе в энергетике, торговле, финансах, в области продовольственной безопасности, безопасности критической инфраструктуры, защищать стабильность производственно-сбытовых цепочек. Все это сделать в условиях военных действий затруднительно, а посему нужен мир.

Понятно, что Консенсус не вполне утраивает конфликтующие стороны. Но чем он не основа для продвижения к переговорам? И уж точно он является лакмусовой бумагой для проверки истинного стремления к миру.

По окончании переговоров в Бразилиа Ли Хуэй подтвердил, что Китай готов укреплять взаимодействие и координацию с Бразилией, чтобы вместе содействовать окончательному политическому разрешению украинского кризиса. В ответ китайский представитель получил аналогичные заверения от бразильцев.


«Сейчас боевые действия между Россией и Украиной по-прежнему продолжаются, способствовать охлаждению ситуации — первоочередная задача», — резюмировал Ли Хуэй.


О чем все это может говорить? После миротворческой миссии премьера Орбана, побывавшего в Москве, Пекине и Вашингтоне, после визита министра иностранных дел Украины Кулебы в Китай, судя по всему, создаются условия для выхода на новый этап реализации мирного плана. Китайская пресса уже проговорилась, что возможно в недалеком будущем глава канцелярии по международным делам ЦК КПК и министр иностранных дел КНР Ван И поедет в Киев для беседы с Зеленским, который в последнее время более склонен говорить о мирных переговорах. Тем более, что приглашение Ван И от украинской стороны уже имеется. И если этот визит удастся, и Пекин увидит подвижки в сторону своего или совместного с Бразилией мирного плана, то дальше можно будет предполагать даже, казалось бы, невозможное — подключение «дипломатии лидера», то есть встречу председателя КНР Си Цзиньпина с Зеленским. Ну или же с теми официальными лицами на Украине, которые будут иметь полномочия решать вопросы войны и мира. Такая встреча могла бы состояться на полях саммита АТЭС в Перу или же саммита G-20 в Бразилии.

Ну а если предположить самое невозможное, то при самых благоприятных условиях в Бразилии могла бы состояться и встреча украинского и российского представителя, например, министра иностранных дел Сергея Лаврова, который с 2022 года обычно представлял Россию на этих мероприятиях. Естественно, это могло бы произойти при посредничестве Китая, как автора мирного плана, и Бразилии, как соавтора и председателя в G-20. Конечно, сейчас это видится как событие совсем из области фантастки. Тем более, что Запад будет ставить палки в колеса. И хотя ныне США больше заняты своими предвыборными баталиями, вряд ли Вашингтон легко отдаст бразды правления украинским кризисом. Но страны Юга выражают нетерпение по поводу продолжения кризиса на Украине и все больше склоняются к китайскому варианту завершения военных действий. А Китай может предложить Украине инвестиции в ее мирное развитие в пику спонсирования ее гибели, которое сейчас проводит Запад. К тому же Китай и Бразилия не сидят, сложа руки. Посол Ли Хуэй после Бразилии поехал в ЮАР, а затем в Индонезию.