Как Трамп использует кризис в США?

Вскоре после выборов 2016 года Кори Левандовски, бывший руководитель предвыборной кампании президента Трампа и нынешний неофициальный политический советник, появился на конференции лидеров предвыборной кампании в Гарвардском университете и крайне отрицательно оценил работу журналистов, не понимающих новоизбранного президента.

foto

canadianbusiness.com

“Эта проблема со средствами массовой информации: Вы, ребята, восприняли все, что сказал Дональд Трамп, так буквально”, – заявил Левандовски.

Сегодня, почти через четыре года после президентства Трампа и за два месяца до того, как американцы решат, переизбирать ли его, сложившееся кризисное положение в США остается в центре внимания при любых попытках проанализировать правление бизнесмена. При этом всегда возникает вопрос, когда следует принимать то, что он говорит серьезно, а когда он просто играет с прессой в попытке контролировать повестку дня.

Два недавних спора подчеркивают этот вопрос – и иллюстрируют, как подход президента усложняет жизнь для кампании его оппонента-демократа Джо Байдена.

Так, в первом случае, президент сказал своим сторонникам, чтобы они, по сути, попытались проголосовать за него дважды на осенних выборах, сначала по почте, а затем явившись на избирательный участок в день выборов. Сделав это, согласно Трампу, они могут проверить, действительно ли почтовые избирательные системы так же невосприимчивы к мошенничеству, как говорят, а также убедиться, что они отдают голос, который так или иначе считается.

Неужели президент всерьез предлагает своим сторонникам совершить то, что можно считать незаконным актом, попытавшись провести два голосования? Или он просто использовал шокирующее заявление, чтобы подчеркнуть свои аргументы о ловушках, связанных с почтовыми бюллетенями? И что еще вызывает большие опасения, не сеет ли он зерно сомнения в самой легитимности предстоящих выборов?

В любом случае, если одной из целей Трампа было просто очередной раз подчеркнуть, что его жалобы на голосование по почте имеют по собой реальную подоплеку, он преуспел.

Случай № 2: в последние дни президент издал распоряжение, согласно которому федеральные агентства должны изучить способы сокращения федерального финансирования городов, которые, по мнению Трампа, недостаточно сделали для борьбы с беспорядками на улицах. Так получилось, что в документе упоминаются только города с демократическими мэрами – Сиэтл, Портленд, Нью-Йорк и Вашингтон (округ Колумбия), – и ни одного в колеблющихся штатах, где угроза отрезать федеральные средства могла бы обернуться против президентской кампании по переизбранию.

Если президент действительно всерьез намерен попытаться отрезать выделенные Конгрессом средства крупным городам – то это сомнительный шаг с точки зрения его  законности и наверняка столкнется с немедленными судебными разбирательствами если только он не использовал президентский меморандум, чтобы подчеркнуть необходимость соблюдения  закона и порядка, центральный темы в его предвыборной кампании?

В любом случае, данное решение привело критиков Трампа в ярость. Губернатор Нью-Йорка Эндрю Куомо ответил, что президенту “лучше иметь армию, если он думает, что будет ходить по улицам Нью-Йорка.” Подобный ответ представляет собой еще одну характеристику некоторых словесных оборотов г-Трампа: они часто заставляют его противников реагировать с таким возмущением, что они кажутся иррациональными.

Существует также и множество других примеров, но все они имеют одну общую характеристику: они позволяют президенту осуществлять большой контроль над национальной политической повесткой дня. Так же, как Трамп знал во время кампании 2016 года, что репортеры не будут игнорировать зажигательные заявления ведущего кандидата в президенты, теперь он знает, что репортеры и его политические враги не могут просто игнорировать высказывания лидера “свободного мира”. И он использует эту силу в своих интересах.

Сторонники действующего американского президента, похоже, во многих случаях участвуют в этой сделке. Они часто говорят журналистам, что не воспринимают слова президента буквально, но понимают, что он использует напыщенность и преувеличения, чтобы заявить то, что от него хотят услышать.

Проблема с подобным стилем заключается в том, что бывают времена кризиса или давления, когда президент нуждается в том, чтобы страна воспринимала его буквально и серьезно. Если президентское доверие обесценивается, то неясно, можно ли его переоценить, когда это действительно важно, или что оно может быть успешно использована для объединения, а не для разделения.

Все это представляет собой стратегическую проблему для кампании Байдена. Он наблюдал, как Трамп использовал такую тактику в последние недели, чтобы переместить повестку с коронавируса на закон и порядок, а также голосование по почте.

Может ли лагерь Байдена позволить себе просто игнорировать некоторые вещи, которые говорит Трамп, и придерживаться своей собственной повестки дня? Враги действующего президента боролись с этим вопросом в течение многих лет, не находя хорошего ответа.

Тем не менее, отметим также, что и в лагере демократов не так однозначна позиция о предстоящих выборах. На сегодняшний день можно констатировать что раскол в обществе Соединенных Штатов достиг небывалых размеров, и решение данной проблемы потребует от того, кто займет на предстоящих выборах Овальный кабинет, крайне жестких и непопулярных решений. В данном контексте ряд представителей американских демократов не без оснований считает, что в стратегическом плане, возможно, победа Трампа была бы им на руку, ведь после упадет не только его рейтинг, но и всей Республиканской партии. А через 4 года можно будет выдвигать своего демократического кандидата с расчетом занять и Конгресс как минимум на один, а то и два срока.