К попыткам наложить лапу на зерно незалежной подключились США, ЕС, Турция и международные структуры, включая ООН.
В Австралии возник дефицит салата-латука, из-за чего в сети ресторанов KFC приняли решение добавлять в бургеры капусту. В Японии, о ужас!, пропали лук и салями, в Германии – бутылочное пиво, а в США – попкорн. Американское агентство Bloomberg объясняет эти потрясения неблагоприятными погодными условиями, пандемией коронавируса, а также (теперь следите за руками!) геополитической обстановкой, сложившейся на фоне специальной военной операции России на Украине.
Однако салат-латук и бутылки для немецкого пива – это только цветочки. На встрече министров сельского хозяйства «Большой семерки», которая прошла в середине мая в Штутгарте, главный аграрий ФРГ из партии «зеленых» Джем Оздемир обвинил Россию в том, что та использует «голод в качестве оружия».
Страшилки о возможном начале глобального голода звучат регулярно. ООН в июньском ежемесячном отчете опубликовала прогноз на 2022–2023 годы по производству и потреблению пшеницы. Ситуация, по мнению её экспертов, выглядит весьма тревожно: «Исходя из предварительных прогнозов FАО (Продовольственная и сельскохозяйственная организация ООН. – Авт.), в сезоне 2022/2023 объемов пшеницы в мире будет недостаточно для обеспечения ожидаемого потребления».
Говоря понятным языком, хлеба на всех не хватит. В особенности – беднейшим странам Африки, Азии и Латинской Америки. «Мировых запасов пшеницы осталось на 10 недель, 400 миллионов человек оказались в зоне продовольственного риска», – заявила в конце мая на заседании Совбеза ООН генеральный директор международной аналитической компании Gro Intelligence Сара Менкер.
Рынок залихорадило. На европейской бирже Euronext цена тонны пшеницы подскочила до рекордных 435-440 евро.
И, как сейчас принято, во всех бедах Запад обвинил коварную Москву. Она, дескать, сознательно придерживает экспорт своего зерна, тем самым разгоняя цены. Упрек несправедлив: в марте Россия экспортировала 1,7 миллионов тонн – это на 0,6 миллиона больше, чем в марте прошлого года. А в апреле – 2,1 миллиона тонн! Всего же за текущий сельхозсезон (считается с 1 июля 2021-го по 1 июля 2022-го. – Авт.) на экспорт уйдут более 40 миллионов тонн зерна.
А теперь перейдем к главному англосаксонскому упреку: Россия, проводя спецоперацию против Киева, блокирует, дескать, порты Одессы и другие транспортные цепочки, чтобы воспрепятствовать вывозу украинской пшеницы. Караул, 20 миллионов тонн зерна могут попросту сгнить в украинских хранилищах! К тому же со дня на день начинается уборочная кампания и новый урожай некуда вывозить на обработку и сохранение. Правда, не совсем ясно, кто его будет убирать: многие комбайнеры и трактористы по мобилизации пополнили ряды ВСУ, чтобы, по большей части, героически погибнуть в подбитых бэушных танках, поставляемых щедрыми натовскими соседями...
Но вернемся к хлебу насущному. К чему вся эта истерия? Ответ очевиден: Запад спит и видит, как наложить лапу на украинское «золото», ведь зерно – это чуть ли не единственный востребованный её экспортный ресурс. По самым скромным оценкам, зерновой запас, если его вывезти с незалежной, может стоить при нынешних ценах (даже с учетом транспортных и иных издержек) от пяти до восьми миллиардов евро. Не случайно проблемой его «эвакуации» сильно озаботились США, ЕС, Турция и международные структуры, включая ООН. Их цель понятна: попытаться «отбить» хотя бы часть средств, которые идут на орды украинских беженцев и военные поставки для киевского режима.
Давайте поподробнее остановимся на структуре зернового хаба Украины. Раньше большая часть пшеницы вывозилась морем из Одессы и Николаева по Черному морю и из Мариуполя – по Азовскому. Сейчас, по сути, в «игре» остались только порты одесского региона – самой Одессы, Черноморска и Южного, где, по данным ООН, подготовлены для отгрузки 4,5 миллиона тонн зерна. Здесь, кстати, с начала спецоперации заблокированы 39 гражданских судов под флагами 14 стран.
Чтобы решить эту проблему, глава МИД России Сергей Лавров 8 июня посетил Анкару, где была достигнута принципиальная договоренность, что турецкий военный флот обезвредит мины и будет сопровождать торговые суда, обеспечивая их безопасность. В Стамбуле ООН планирует открыть координационный пункт, который будет регулировать распределение экспорта украинского зерна на мировом рынке. Москва при этом оставляет за собой право досматривать грузовые суда на пути в Одессу, чтобы они под шумок не доставляли оружие. Однако пока эта инициатива не находит должной поддержки у Киева. Там опасаются, что без минных заграждений Одесса станет беззащитной в случае атаки российского морского десанта. Киев, как всегда, требует дополнительных гарантий: от экстренных поставок противокорабельных ракет до конвоирования караванов натовскими военными кораблями. Что, понятное дело, не устраивает Москву.
Вывоз зерна железнодорожным транспортом тоже ограничен. На границе Украины с Польшей стоят в заторе 11 тысяч вагонов с зерном – рабочие не успевают менять колесные пары под европейский стандарт. Как известно, там колея другой ширины.
Единственный маршрут, который сейчас работает – румынский: из украинского порта Измаил вверх по Дунаю. По нему идет нескончаемый поток барж и грузовых судов, которые вывозят в ограниченных количествах украинскую пшеницу, а также масличных культуры и продукцию животноводства. По этой логистической цепочке из незалежной уже прошли до 20 миллионов тонн продовольствия. Обратно (до поры до времени?) везут оружие и боеприпасы.
Эксперты опасаются, что западные страны стремятся как можно быстрее выгрести все более-менее ликвидные украинские товары (так скоро и до чернозема дойдет!), абсолютно не заботясь о том, что останется самой незалежной.
Речь на полном серьёзе идет о вероятности «голодомора 2.0». Этот год простые украинцы, скорее всего, переживут, а вот что будет в следующем – неясно. Удастся ли провести осеннюю посевную кампанию на требующих разминирования полях без качественных семян, удобрений, техники и, самое главное, рабочих рук тех, кто призван сейчас в ВСУ? Как будет строиться продовольственная безопасность, если основные житницы – Запорожье и Херсонщина – не захотят жить «под Киевом»? Не исключено, правда, что часть продовольствия, вывезенного с Украины, вернется, но с европейскими этикетками и по завышенной цене. Не надо к гадалке ходить, что в возникших проблемах вновь обвинят Россию.
Поэтому давайте не будем сваливать с больной головы на здоровую. Примерно так следует понимать недавнее заявление пресс-секретарь президента России Дмитрия Пескова.
«Это никакой не ответ России, это результаты ошибок, которые делали западные страны. Что произошло с продовольствием? Цены на продовольствие растут и из-за инфляции, и из-за тех ошибок, которые были допущены за последние несколько лет», – подчеркнул он.
А президент Владимир Путин напомнил, что самый простой и надежный способ вывезти украинское зерно – через Белоруссию, но для этого нужно снять санкции с Минска. Как он отметил, Россия не препятствует его вывозу. А для отправки по морю Киев должен разминировать акваторию и поднять со дна корабли, которые были затоплены, чтобы затруднить проход в порты. При этом хозяин Кремля отметил, что украинская пшеница составляет лишь незначительную часть мирового экспорта. Основная доля приходится на Россию, а её обложили санкциями, затрудняя торговлю. То же агентство Bloomberg утверждает, что наша страна обеспечивает 20% мировых поставок зерна.
Так что виновных в украинских продовольственных проблемах следует искать в другом месте – в офисе Зеленского и кабинетах многочисленных западных «доброхотов».