Канада: трудовой конфликт под шум вагонных колес

Локаут или забастовка будут иметь последствия для политических амбиций Трюдо

Крупнейшие канадские железнодорожные компании, Canadian Pacific KansasCity (CPKC) и Canadian National Railway (CN), выдвинули ультиматум. Они угрожают локаутом — приостановлением работы — 22 августа, если не будет разрешен их спор с профсоюзом Teamsters Canada, который в ответ объявил о намерениях устроить в этот день национальную забастовку.

Проблема вот в чем: в случае локаута работники компаний за этот день ничего не получат, а если состоится забастовка, работодатели обязаны этот день оплатить. Правда, для пассажиров, грузоотправителей, грузополучателей и т.д. это, как говорится, что в лоб, что по лбу. В любом случае они потеряют время, деньги, а скорее всего, и то и другое. Естественно, у широких масс населения это вызовет раздражение, а между тем парламентские выборы, в ходе которых партия Трюдо имеет неплохие шансы потерять власть, все ближе.

Но вернемся к конфликту железнодорожных компаний и профсоюза.

Рабочее движение в Канаде строго регламентировано. Профсоюз должен провести голосование о планируемой забастовке, а компания — о локауте, и в случае получения большинства голосов под наблюдением Профсоюзного совета через 72 часа можно выходить на улицы или прекращать работу.

С 1993 года между профсоюзом и компаниями было заключено десять соглашений, регулирующих условия работы железнодорожников. Срок действия последнего истек 31 декабря 2023 года, но оно было пролонгировано до момента, когда стороны подпишут новое соглашение.

В июне прошлого года Федеральный суд признал компанию Canadian Pacific (теперь — Canadian Pacific Kansas City) виновной в нарушении прав сотрудников, работавших сверхурочно в 2018-2019 годах, когда страну охватила восьмидневная забастовка.

Компания пообещала подать апелляцию, и в феврале 2024 года CN и CPKC обратились к федеральному министру труда с просьбой назначить посредника в переговорах по новому коллективному договору для кондукторов поездов, инженеров и работников депо. Однако даже в этих условиях до сих пор не удалось достичь соглашения: переговоры зашли в тупик.

Как это обычно бывает, существует противоречие между вопросами экономического и социального характера: компаниям нужны трудовые ресурсы, этим самым ресурсам и профсоюзу, который защищает их права, — достойные условия работы.

Чего хотят железнодорожные компании? CN пытается решить проблему дефицита рабочей силы и требует ввести вахтовый метод для работников. То есть машинисты, путейцы, диспетчеры и другие работники должны будут ежегодно на несколько месяцев покидать место своей постоянной работы, чтобы восполнить нехватку железнодорожников в отдаленных районах Канады. Скорее всего, при сохранении их обычной заработной платы. При этом климатические условия в отдельных районах Канады весьма суровые.

Teamsters Canada же выступает против вахтового метода, поскольку он создает работникам бытовые неудобства, они должны жить вдали от семьи и т.д. Согласование такого предложения затруднено еще и тем, что нужно убедить профсоюз продлить рабочий день во всех провинциях к западу от провинции Онтарио.

CPKC, тем временем, стремится сократить время отдыха железнодорожников. А Teamsters Canada не без основания утверждает, что эти положения критичны для безопасности, и требования CPKC приведут к увеличению инцидентов на железных дорогах.

В мае 2023 года вступили в силу новые правила, согласно которым максимальная продолжительность смены работников составляет 12 часов (до этого было 16). Минимальный период отдыха между сменами также был увеличен до 10 часов дома и 12 часов — вне дома по сравнению с предыдущими 6 и 8 часами соответственно. Судя по всему, железнодорожные компании не готовы согласиться с таким режимом работы.

Примечательно, что незадолго до предупреждения о локауте Канадский совет по промышленным отношениям постановил: CN и CPKC не должны будут поддерживать работу в случае забастовки или локаута, так как (внимание!) «железнодорожное сообщение не считается критически важным в соответствии с Трудовым кодексом Канады».

Решение кажется, мягко говоря, странным. Учитывая специфику канадской географии, огромную территорию страны и низкую плотность населения, прекращение работы может привести к перебоям в цепочках поставок по всей стране. По железным дорогам ежегодно перевозят товаров на сумму $277 млрд (380 млрд канадских долларов). Кстати, после 22 августа пострадать может не только Канада. 75% экспорта товаров направляются в США и Мексику, связанные с Канадой соглашением о свободной торговле ЮСМКА.

Решение Совета по промышленным отношениям вызвало панику у национального бизнеса. Например, Fertilizer Canada заявила, что угроза остановки работы уже начала сказываться на перевозках удобрений, и добавила, что она ожидает дальнейшего замедления железнодорожного сообщения. В заявлении компании сказано: складывающаяся ситуация может иметь катастрофические последствия для сельского хозяйства и продовольственной безопасности.

В письме, подписанном почти 100 бизнес-группами и отраслевыми ассоциациями, Деловой совет Канады призвал федеральное правительство к немедленному вмешательству.


«В дополнение к общему ущербу для экономики и рабочих мест, прекращение работы по всей стране также приведет к росту цен на товары первой необходимости в то время, когда канадцы сталкиваются с проблемами доступности», — говорится в письме.


По оценкам Канадской ассоциации производителей и экспортеров, запланированная акция обойдется предприятиям в $200 тыс. в день.

Для Джастина Трюдо эти проблемы совсем некстати. По данным Статистического управления Канады, в июле было сокращено 2800 рабочих мест. Хотя безработица остается на уровне 6,4%, в ведомстве с тревогой отмечают трудности в трудоустройстве у молодежи в возрасте 18-24 года, в особенности это касается детей иммигрантов. И хотя в отчете о денежно-кредитной политике Банка Канады за июль все указывает на признаки медленного выздоровления экономики — снижение инфляции и ускорение экономического роста, этого вряд ли хватит для возвращения потерянной поддержки избирателей на выборах в предстоящем 2025 году.

Соперник Трюдо из Консервативной партии Пьер Пуальевр пытается сделать ставку на представителей рабочих профессий, заявляя о необходимости ввести ввозные пошлины на китайские электромобили, запчасти, сталь и алюминий — по аналогии с США, для защиты отечественной промышленности. В свою очередь Трюдо обвинил лидера консерваторов в том, что его не заботят интересы рабочих и что он хочет разрушить автомобильную промышленность Канады, прекратив инвестиции в электромобили.

Насколько эффективны финансовые вливания в электромобили и введение пошлин на китайские товары, предстоит решать канадским избирателям в следующем году. Однако с каждым месяцем для Трюдо вырисовывается все более тревожная картина. Если профсоюзы и железнодорожные компании не смогут вовремя договориться, Канаде грозит полная остановка жизнедеятельности страны, что может нивелировать старания федерального правительства по восстановлению экономики и нанести новый удар по репутации Либеральной партии.