Снижение ставок не станет облегчением для стран ЕС

Свежие экономические данные свидетельствуют о том, что снижение процентных ставок Европейским центробанком не за горами. Теоретически, это отличная новость для стран ЕС, сталкивающихся с огромной долговой нагрузкой, но на практике это не будет иметь большого значения.

foto

В частности, статистическое управление Евросоюза сегодня сообщило, что годовая инфляция в еврозоне упала в августе до 2,2%. В крупнейшей экономике Европы этот показатель снизился до 2% впервые за три с половиной года, в то время как во Франции рост цен оставался немного более высоким – 2,2%.

Данные по инфляции дают ЕЦБ возможность снижать процентные ставки, что удешевляет заимствования как для банков, так и для правительств.

Также более низкая стоимость заимствований означает, что страны, занимающие больше всего, такие как Франция, Италия и Греция, будут платить меньше процентов по новому долгу. Это важно, потому что у них долги размером со всю их экономику или больше, и они сталкиваются со специальными санкциями со стороны Еврокомиссии, которая хочет побудить их взять под контроль динамику своего долга.

Но влияние сокращений будет ограниченным. Во-первых, большая часть долгов стран ЕС являются долгосрочными, они были выпущены до или во время пандемии, когда заимствования были еще дешевыми.

Также, как отмечает глава отдела рынков ЕЦБ Изабель Шнабель, продолжительность последнего инфляционного шока, когда инфляция в еврозоне находилась выше целевого уровня более трех с половиной лет, заставит европейцев ожидать более высокого роста цен в будущем.

«Сигналы памяти заставляют людей быстрее вспоминать прошлые события с инфляцией», – предупредила она. Таким образом, она опровергла ожидания рынка о том, что ЕЦБ снизит ставки на всех трех оставшихся заседаниях в этом году, и подчеркнула, что «темпы смягчения денежно-кредитной политики не могут быть механическими».

Другой риск связан с политикой и готовностью властей фактически сократить свои заимствования. Например, во Франции по-прежнему нет правительства, в то время как в Германии экономика во втором квартале этого года снова впала в рецессию.